Российское правительство анонсировало сразу два непопулярных решения: повышение пенсионного возраста и рост НДС. Если первое из них вызвало хоть незначительный, но все же резонанс, то второе широкими массами осталось незамеченным. А зря: по мнению экономистов, повышение НДС привет к росту цен, снижению покупательской способности населения и удару по секторам экономики.
Ставка налога на добавленную стоимость в размере 18% действует в России с 1 января 2004 года. На протяжении более чем 14 лет говорилось о возможности (а временами и необходимости) ее пересмотра. До 2013 года, во времена экономического роста и высоких цен на нефть,
НДС неоднократно планировалось снизить, но соответствующее решение так и не было принято
С 2013 по 2017 годы, которые знаменательны для российской экономики санкциями, ослаблением нацвалюты и развитием импортозамещения, шли разговоры об изменении налога, не уточняя, в какую сторону ставка должна поменяться.
С 2017 года пошли однозначные разговоры об увеличении НДС. И это решение далось гораздо легче
14 июня, в день старта Чемпионата мира по футболу и объявлении о пенсионной реформе, правительство России приняло еще одну непопулярную меру – повышение налога на добавленную стоимость до 20%.
Фактически ставка увеличивается на 11,1% (20 разделить на 18 и умножить на 100%), но в заявлениях фигурирует более низкая,
хоть и не совсем верная цифра в 2% (20 минус 18).
Как бы то ни было, рост НДС запланирован на 1 января 2019 года
По оценке министра финансов России Антона Силуанова, повышение налога
будет ежегодно давать российскому бюджету дополнительные 600 млрд рублей,
которые будут направлены на «финансирование национальных целей и стратегических задач развития России».
При этом повышение НДС коснется не всех товаров: льготы на основные услуги и социально-значимые товары (вроде продовольственных и медицинских, внутренних аваперевозок и так далее) сохранятся. Кроме того,
в качестве компенсации за повышение ставки налога процедура возврата НДС будет упрощена
Была. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время объявления решения правительства заявил, что в процессе обсуждения налоговых изменений предлагалось введение налога с продаж, переход к прогрессивной шкале НДФЛ и просто повышение ставки этого налога, «вплоть до отмены всех налоговых льгот, включая льготы по НДС».
Ранее Алексей Кудрин, который после инаугурации Владимира Путина и формирования нового кабинета получил должность председателя Счетной палаты, выступал против повышения налогов,
предлагая альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с 40 до 45 долларов за баррель нефти
(разница между ценой отсечения и фактической ценой продажи поступает в Фонд национального благосостояния. Соответственно, чем она выше, тем больше средств идет в бюджет, и меньше – в накопления) или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП.
Первая реакция на увеличение НДС произошла уже на следующий день после объявления решения.
Центральный банк России принял решение не снижать базовую ставку, оставив ее на уровне 7,25%,
а также намекнув, что в этом году дальнейшее ослабление денежно-кредитной политики маловероятно. Причина – рост инфляции, в котором тут не сомневаются.
«На пресс-конференции в ЦБ глава регулятора Эльвира Набиуллина сообщила, что проинфляционный эффект повышения НДС на 2 процентных пункта (вклад в инфляцию — около 1 процентного пункта) станет заметен уже в 2018 году, а полностью исчерпает себя в начале 2020 года.
Численные оценки ЦБ, впрочем, заметно более сильны: согласно комментарию регулятора, по итогам 2018 года инфляция составит 3,5–4%, в 2019 году — 4–4,5%, в 2020 году вернется к 4% годовых. Регулятор объясняет происходящее тем, что в целом
со второго полугодия баланс рисков изменился в сторону более высокой инфляции»,
— пишет «Коммерсантъ».
Решение правительства России вызвало недоумение у ряда экономистов. По их мнению,
увеличение налогов в сегодняшней ситуации – это тупиковый путь, который лишь мешает
и без того нелегкому процессу развития экономики.
«Это очень странное (мягко говоря) решение ускорять экономику через повышение налогов.
По законам экономики повышение налогов всегда приводит к замедлению экономического роста <…>
Государство приняло решение из извращенной логики, что оно лучше знает, куда эффективно инвестировать деньги, повысив уровень капитала в экономике и уровень потенциального ВВП.
Но опыт и наш собственный, и мировой показывает, что рынок всегда оказывается эффективнее»,
— считает директор аналитического департамента Локо-Инвест, автор Telegram-канала MMI Кирилл Тремасов.
«Еще как-то можно было бы понять повышение НДС при прилично растущих реальных доходах россиян (ну вот хотя бы на уровне 2000, когда рост доходов был на 8% ежегодно). Но
при стагнирующих или даже падающих доходах мы увидим очередной удар по потребительской экономике,
в первую очередь по ритейлу», — вторят авторы telegram-канала Proeconomics.
Финансист Евгений Коган также довольно категорично высказался относительно повышения НДС, при этом рассматривая повышение налогов совместно с пенсионной реформой.
«И поднятие пенсионного возраста, и увеличение НДС на 2% — все суть непопулярные меры. Зачем? Ради чего? Если ради того, чтобы через 5-10 лет жить было значительно лучше — это одно. Но если сейчас государство аккумулирует некие огромные средства и направит их на новые мегапроекты (с сомнительной эффективностью) — это другое», — написал он на своей странице в Facebook.
При этом большую роль будет играть то, куда именно будут направлены эти средства.
«Если мы направим эти средства на поддержку бизнеса, субсидии и льготы, на снижение налогообложения, то в перспективе можем увидеть положительный эффект.
Если же сейчас мы несколько снижаем уровень жизни населения и производим некоторые гигантские госвложения, это, по сути, такое себе перераспределение средств, где государство решает, куда вложить, то у меня возникает масса вопросов: правильно и эффективно ли это будет,
и не заработают ли в итоге только назначенные государством олигархи?
А экономический рост в России или так и не начнется, или будет на уровне статистической погрешности».
«Поднятие НДС неизбежно повлечет не только рост цен, но и рост инфляции. По сути, это налог на бедных
А не о них ли, как о самых социально незащищенных, призвано думать государство? Получается, за их-то счет мы и будем строить светлое завтра. А светлое сегодня? Им ведь и сегодня нормально жить хочется. Может все же другие источники роста поищем?», — подытоживает Евгений Коган.
При подготовке текста использовались материалы «Коммерсантъ», telegram-каналов MMI, Proeconomics и Bitkogan.