В 2018 году государства Центральной Азии предприняли значительные шаги на пути региональной интеграции.
Ассистент-профессор международного и уголовного права, Школа права, Университет КИМЭП, Сергей Саяпин рассказал, какие именно это были шаги.
15 марта 2018 года в Астане состоялся первый саммит глав государств Центральной Азии. В том же месяце в Ташкенте прошла международная конференция «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», посвященная мирному урегулированию конфликта в Афганистане. Наконец, 22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/72/283 «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».
Как сообщает МИД Республики Узбекистан, резолюция направлена на «поддержку усилий центральноазиатских государств по обеспечению безопасности и укреплению регионального сотрудничества». В ее разработке приняли участие «…55 стран Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Африки. Среди них – Австралия, Австрия, Афганистан, Беларусь, Германия, Италия, Индия, Индонезия, Канада, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Республика Корея, Сингапур, Турция, Швейцария, Эквадор и другие. В консультациях по проработке документа активно и конструктивно участвовали все ведущие государства-партнеры стран Центральной Азии, включая Россию, КНР, США и ЕС».
Значение этих шагов трудно переоценить. С одной стороны, они свидетельствуют о решимости государств Центральной Азии объединить усилия для «развития двустороннего и регионального сотрудничества в области укрепления безопасности, рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии, смягчения экологических и социально-экономических последствий высыхания Аральского моря, создания современной транспортной и транзитной системы в регионе, углубления связей в сферах просвещения, науки, технологий, инноваций, туризма, культуры, искусства и спорта».
Такое сотрудничество соответствует Главе VIII Устава ООН («Региональные соглашения»),
которая предусматривает региональные форматы взаимодействия государств для наиболее оперативного урегулирования региональных вопросов. В то же время центральноазиатский регион является частью более общей геополитической картины, и для реализации поставленных задач необходимы поддержка и содействие партнеров, поддержавших резолюцию Генеральной Ассамблеи A/RES/72/283.
Читатель, знакомый с тонкостями международного права, может задать вопрос о юридической силе этой резолюции. Ведь в соответствии со статьей 10 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена лишь обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН и делать рекомендации по любым таким вопросам или делам.
Казалось бы, какая польза от обсуждения и рекомендаций, если эти рекомендации не имеют юридической силы? Однако это лишь поверхностное суждение. Во-первых, резолюции Генеральной Ассамблеи часто воспроизводят юридически обязательные нормы международного права, применяя их к конкретным ситуациям. В нашем случае
отсылка к Главе VIII Устава о ООН о региональных соглашениях придает юридическую силу намерению государств Центральной Азии сотрудничать по обозначенным направлениям
‒ ведь Устав ООН является международным договором, возлагающим юридические обязательства на государства-члены ООН.
Во-вторых, само это намерение (так называемое opinio juris) вкупе с практическими действиями, которые будут предприниматься государствами региона и их партнерами, может говорить о формировании соответствующих обычных норм международного права в регионе Центральной Азии. Международные обычаи ‒ это практика государств, их поведение и практическое отношение к тем или иным вопросам, которые государства сами для себя считают юридически обязательными.
Считается, что международные обычаи имеют такое же юридическое значение, как и международные договоры, составленные в письменной форме. Чтобы развеять сомнения в юридической силе международных обычаев, напомню, что некоторые ключевые отрасли международного права на протяжении тысячелетий существовали в форме международных обычаев и были изложены в письменной форме только в XX веке ‒ речь идет, например, о морском праве или дипломатическом праве. Можно предположить, что государства Центральной Азии продолжат заключать международные договоры по различным направлениями сотрудничества, но их намерение сотрудничать, несомненно, является ключевым.
Уже можно говорить о позитивных результатах усиления интеграции в центральноазиатском регионе
В частности, активизировались торговля и транспортное сообщение между Казахстаном и Узбекистаном, был отменен визовый режим между Узбекистаном и Таджикистаном, Таджикистан и Кыргызстан договорились не применять оружие при инцидентах на границе. Эти примеры говорят о позитивной динамике в отношениях между соседями, что не может не радовать.
В то же время нуждаются в проработке дальнейшие интеграционные меры, которые в случае их реализации могут вывести сотрудничество государств Центральной Азии на качественно новый, можно сказать, беспрецедентный уровень. К таким мерам можно отнести, например, предложение Дариги Назарбаевой о введении единой центральноазиатской визы для стимулирования туризма. Имеет смысл проработать действенные механизмы академического обмена студентами и преподавателями высших учебных заведений. На современном этапе, возможно, было бы полезно введение взаимных квот на бесплатное получение высшего образования для талантливых абитуриентов из государств Центральной Азии. Это исключительно важно для дальнейшего развития взаимопонимания и добрососедских отношений, в особенности среди молодых граждан государств Центральной Азии.
В перспективе для стимулирования бизнес-процессов и развития конкурентной среды необходимо проработать режимы свободного передвижения рабочей силы и капитала,
а также взаимной конвертации национальных валют. Для этого необходима либерализация банковского законодательства в ряде государств региона.
Международное право ‒ одно из величайших и наиболее практичных изобретений цивилизации. Иногда его противопоставляют «национальным интересам», утверждая, что международное право не работает там, где преобладают национальные интересы. На самом деле это лишь поверхностное суждение. Международное право не следует отделять от реалий международных отношений. Они подобны форме, в которую «налито» содержание. Международное право оформляет содержание международных отношений, отделяет в них легитимное от нелигитимного, создает обстановку предсказуемости, дает государствам возможности урегулировать разногласия мирными средствами, что во всех отношениях дешевле обращения к военной силе. Международные организации и органы, которые также действуют на основе международного права, помогают государствам развиваться и содействуют взаимному обмену опытом, квалифицированным персоналом, финансовыми и техническими ресурсами. Архиважный национальный интерес любого государства заключается в соблюдении и развитии международного права, потому что без него мир был бы намного нестабильнее и опаснее.
С учетом огромного человеческого и ресурсного потенциала государств Центральной Азии шаги по дальнейшей региональной интеграции следует приветствовать
И без международного права в этом процессе не обойтись.