Школы не успевают за темпом времени, учителям приходится больше работать за мизерную зарплату, а школьники все чаще страдают от хронической усталости. Таковы плоды реформы образования в Казахстане, возглавляет которую… Всемирный банк.
«Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу», – этот афоризм Джорджа Шоу очень точно подходит к ситуации со школьной реформой в Казахстане.
Сейчас общение минобразования со школьниками, их родителями и учителями взяло тайм-аут – летние каникулы, пишет ИАЦ МГУ.
Однако в сентябре битва за человеческий капитал неизбежно продолжится
Реформа образования лучше всего понимается через аналогию с теорией заговора. Главный ресурс современной экономики – это как бы человек, а не механизм. Но все не так просто. Поскольку экономика Казахстана — часть глобальной системы, то и
правила по производству «современных людей» задаются из глобального центра
Центральным оператором реформы образования в республике выступает Всемирный банк. Из-за этого финансирование многих проектов на территории страны связано с темпом претворения в жизнь образовательных изменений.
2017/18 учебный год вовлек в орбиту перемен учащихся 1, 2, 5 и 7 классов
А поскольку в Казахстане система образования единая и никаких альтернатив не предполагает, под раздачу попали все школьники указанных возрастов. Поэтапное внедрение реформы (1, 2, 5, 7 классы – в 2017/18 учебном году; 3, 6, 8, 10 – в 2018/19 и 4, 9, 11 – в 2019/20) нарушает один из главных педагогических принципов – принцип системности.
Так, в 7 классе по многим предметам школьники изучали те же темы, что уже были ими пройдены в 6 классе
(география, биология, алгебра/математика, литература). При этом по той же биологии в кучу свалены изучение ботаники, зоологии и анатомии.
Надеяться на профессионализм и подвижничество учителей бессмысленно. Они – заложники типовых учебных планов, типовых учебных программ, СОРов (суммативное оценивание раздела) и СОЧей (суммативное оценивание четверти).
МОН обещало, что учебная нагрузка станет меньше, а оценка знаний учащихся будет производиться объективно
и квалифицированно. В реальности нагрузка возросла кардинально, а в случае 7-классников — еще и на фоне возрастного гормонального взрыва, который сложен и опасен сам по себе.
Учителя отмечают, что на фоне предыдущих учебных годов у школьников (прежде всего 7 классов) отмечаются синдром хронической усталости и «выгорание» в отношении учебы.
Сама статистика заболеваемости свидетельствует, что болеть учащиеся стали заметно чаще
Преподаватели, со своей стороны, получили «бонус» в виде резкого увеличения рабочей нагрузки за ту же мизерную зарплату. Заработная плата в системе образования как была на 40% ниже, чем в среднем по экономике, так и осталась. А трудиться теперь приходится гораздо больше.
Одно введение электронного документооборота в 2 раза увеличило всевозможную ненужную писанину, поскольку бумажные документы никто не отменял. Учителя увольняются из школ в поисках лучшей (или хотя бы менее худшей) доли. Как следствие, в системе среднего образования растет дефицит кадров.
Возвращаемся к теории заговора. Когда шли споры вокруг учебника Зинаиды Сабитовой по русскому языку для 7 классов, все указывали на методологическую ошибку, где русскоязычным школьникам родной язык подается как иностранный. Сам же учебник создан на основе Типовой учебной программы, которую разрабатывает и утверждает минобр. То есть
учебник стал результатом общей работы системы
При этом международные эксперты реформу хвалят. Информресурсы, которые палец о палец за бесплатно не ударят, в размещенных на них материалах выступают за продолжение проводимой реформы образования.
За партами сегодня поколение Z (люди моложе 16 лет), у которого совершенно иной формат коммуникации. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в его начале.
Поменялась сенсорная модальность – дети уже не читают, а смотрят
Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда смотрите – воображение не нужно, сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга.
Это другое восприятие и дети принадлежат к новой коммуникативной культуре
Такое сопоставимо с переходом к массовому книгопечатанию в новое время, когда произошел переход от устного восприятия информации к тексту. Теперь же идет переход от текста к аудиовизуальной информации.
Школа Казахстана к такому цивилизационному скачку не готова
В принципе, на сегодняшний день практически все системы образования находятся в яме, но одни ищут пути наверх, другие заняли выжидательную позицию, а третьи углубляют яму собственными усилиями.
Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить.
В школьников по-прежнему запихивают объемы информации, а сегодня надо учить добывать знания самостоятельно
Про методы стимулирования дискуссий, использования игр, отказа от домашнего задания в местных школах мало кто знает в принципе. Не в силах решить свою задачу как социальный институт,
школа все больше своей работы возлагает и сваливает на родителей,
а те в условиях высокого темпа современной жизни и личных соцусловий физически не могут все это осилить.
Как естественный результат – рост конфликтов на всех вертикальных и горизонтальных уровнях
В сложившихся условиях каждый выживает как умеет.
В Алматы, например, проявился отток из школ с имиджем «сильных» в учебные заведения второго эшелона
Дети просто не тянут выдвигаемую им реформой образования нагрузку и родители идут своим чадам навстречу. Учеба в «обычной» школе предполагает падение нагрузки со стороны учебного процесса и появление большего бюджета времени.
Благодаря свободному времени люди поколения Z сами получают нужные им знания или занимаются с репетиторами
Кстати, несмотря на общее падение доходов алматинцев из-за экономического кризиса, расходы на услуги репетиторов в последний учебный год выросли. Ну а в министерстве образования стоит вспомнить клятву Гиппократа и девиз «Не навреди!».