Молодые ищут хорошую работу. А работодатели ищут специалистов со стажем. Которых не нужно ничему обучать.
Продолжение. Читайте также первую часть.
Занятые в неформальной (не путать с криминальной) экономике сограждане свой статус рассматривают как вполне естественное состояние. Особенно это касается моногородов, где проблемы с работой стоят острее, чем в крупных населенных пунктах. Мало кто (а может и вообще никто) не считает свое положение маргинальным или выходящим за общепринятые рамки.
— Такая работа для многих — просто адаптация к сложившейся ситуации самым доступным способом, — утверждают авторы исследования «Проблема неформальной занятости молодежи в моногородах Казахстана».
https://365info.kz/2018/06/ottok-mozgov-iz-strany-pora-ostanovit-parlamentarii/
Практически все надеются со временем найти «нормальную» работу, а нынешнюю рассматривают просто как временный способ заработка. Доминирует установка «сейчас как-нибудь перебьюсь, а затем обязательно что-нибудь подвернется». Правда,
для некоторых такое состояние может длиться довольно длительное время
Ищут работу в основном через «традиционные инструменты» – объявления в интернете, рассылку резюме и подключение личных связей. Связи считаются самым эффективным каналом, причем не только для получения информации о вакансиях. Опрошенные в рамках исследования утверждали, что
для получения хорошей работы часто сначала нужно дать хорошую взятку
И следует знать, к кому именно с ней подходить — кто действительно возьмет и поможет. Чаще всего о коррупции на рабочих местах говорили в Жезказгане.
Одновременно среди молодежи наблюдается явная ориентация на наемный труд. Желаемое место работы – это офис с 9:00 до 18:00 с окладом 100-120 тыс. тенге.
Но даже личные связи — не стопроцентный вариант. Например, житель Жезказгана рассказал, что уже больше года «таксует» в ожидании обещанной работы от родственников.
Примечательно, что в Центры занятости, как утверждают авторы, молодые люди обращаются крайне редко, только в самых безнадежных случаях.
При поиске работы молодежь ориентируется больше на заработок, чем на оформление документов. То есть ее не интересует, теневой это сектор или нет. Авторы отмечают, что
главное предназначение трудового договора в данном контексте — наличие пенсионных отчислений
Но сейчас для их получения договор по месту работу совершенно необязателен.
— Существует широко распространенная схема, когда для получения кредита в банке или декретных выплат от государства люди начисляют себе пенсионные взносы через счета индивидуальных предпринимателей. Таким образом решается вопрос доступа к тем благам, которые считаются недоступными для неформально занятого населения, — говорится в исследовании.
https://365info.kz/2018/05/hlynut-li-v-kazahstan-gastarbajtery-iz-rossii-eksperty/
Между тем из опросов стало ясно, что в неформальный сектор идут не только от безысходности. Здесь
есть рабочие места со стабильными и сравнительно благоприятными условиями труда и заработной платой
Это прежде всего репетиторы, сфера косметических услуг, кондитеры и так далее. Хотя и тут имеются свои подводные камни.
Во-первых, полноценным малым бизнесом эти занятия могут и не стать — из-за узости рынка. А в случае с молодежью — еще и нехватки у нее знаний и навыков как предпринимательских (свой бизнес открыть мало кто может), так и квалифицированных.
Квалифицированные казахи из Китая не хотят ехать в Казахстан — Султанов
Вот что ответил по этому поводу один из опрошенных:
— Проблема в том, что работодателям нужен специалист, который будет уметь что-то делать. Проблема нашей молодежи в том, что юноши и девушки получают теорию в университетах, но не имеют практики. А работодателю невыгодно сидеть с ними, ведь нужно выделять какого-то конкретного человека, чтобы он приходил и занимался.
Работодателю нужен уже готовый специалист, который просто будет выполнять работу
Специальная квалификация не требуется, например, в магазинах, кафе (если только не поваром) и на строительных площадках. Но авторы утверждают, что именно «этот вид занятости способствует маргинализации молодежи».
— Поскольку ведет к депрофессионализации, социальной и экономической уязвимости, — считают они.
Власти вроде бы проблемой занимаются. Например, ранее предлагали целый комплекс по борьбе с теневой занятостью. Правда, больше с уклоном в карательные меры:
Кстати, часть из этого списка уже работает. Например, отсутствие трудовых договоров наказуемо уже сейчас. в административном порядке. Но штрафы для работодателей сравнительно невысокие. «Штраф на должностных лиц в размере 30, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 60, на субъектов среднего предпринимательства — 100, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 150 МРП».
https://365info.kz/2017/07/trudovaya-inspektsiya-nashla-narusheniya-pri-uvolneniyah-v-goskorporatsii-pravitelstvo-dlya-grazhdan/
— Судя по количеству привлекаемых по данной статье, это трудно назвать успешным инструментом в борьбе с теневой занятостью. В 2015 году по ней были привлечены к административной ответственности 333 человека и взыскано 15,5 млн тенге. В 2016 году их число сократилось до 253 человек, хотя сумма взысканий увеличилась до 22,8 млн тенге, — утверждают авторы.
Правда, статданные за более поздний период в исследовании отсутствуют.
Авторы делают вывод, что
административный инструмент мало эффективен
— Очевидно, что в нынешнем виде привлечение по этой статье носит скорее формальный характер и не решает проблему в долгосрочной перспективе, — утверждают они.
В исследовании немало места отведено и анализу ситуации непосредственно по моногородам.
Жезказган и Аркалык специализируются на горнодобывающей промышленности, оба бывшие областные центры и оба удалены от центров нынешних. В программе развития регионов до 2020 года
Жезказган определен как город со средним потенциалом экономического развития, Аркалык — с низким
В Жезказгане градообразующее предприятие — ТОО «Казахмыс» в лице нескольких «дочек». Там трудится четверть всего занятого населения города (более 11 тыс. человек).
Средняя зарплата на момент проведения исследования составляла около 130 тыс. тенге
Оба города переживают сложные времена. В Жезказгане несколько лет снижается объем промышленного производства из-за сокращения добычи меди.
Каждый третий город в Казахстане может стать призраком
Как показывают фокус-группы, негативные тенденции в экономике города находят четкое отражение в общественных настроениях.
Главной причиной ухудшения ситуации называют переезд центрального офиса из Жезказгана в Караганду (в 2007 году). После чего налоги промышленного гиганта перестали поступать напрямую в бюджет города.
Главное предприятие в Аркалыке — это Торгайское бокситовое рудоуправление с численностью работников около тысячи человек. Общее число горожан – около 50 тыс. человек.
Средний уровень зарплаты на момент исследования – около 90 тыс. тенге
В случае Аркалыка также налицо все признаки кризиса моноспециализации. Из года в год истощается рудная база добывающего предприятия. Бюджет города позволяет обеспечивать только самые насущные нужды. Как отмечают власти, не хватает средств на обновление коммунальных сетей, ремонт жилых домов, социальных объектов и ремонт автомобильных дорог.
Однако в отличие от Жезказгана, в Аркалыке люди настроены менее пессимистично в отношении будущего своего города.
Многие убеждены, что самые сложные годы остались позади, хуже уже не будет
С середины 2000-х в городе улучшается общая инфраструктура, что дает ощущение прогресса. Также за последние годы стало развиваться сельское хозяйство, что уменьшило привязанность Аркалыка к градообразующему предприятию.
Общей для обоих городов стала
проблема оттока квалифицированных кадров и притока населения с низкой квалификацией
Кадровый голод испытывают все отрасли – начиная от госуправления и заканчивая предпринимательством.
Плохо развивается малый бизнес. Широко представлены предприятия в сфере розничной торговли и бытовых услуг. Но другие направления, например, переработка сельскохозяйственной продукции, не развиваются.
— По словам местных бизнесменов, открывать бизнес в этих городах очень рискованно. Платежеспособный спрос низкий, а перспектива городов туманная, — утверждают авторы.
Окончание следует