«Зеленая энергетика» — это хорошо. Но потребностей региона в электроэнергии в ближайшее время она не покроет, считают эксперты.
Энергетическая инфраструктура Узбекистана изношена и устарела. Возраст большей части объектов превышает 40 лет. Между тем потребность в энергии будет только расти, а уже сегодня ее не хватает, особенно для жителей сельской местности. Выход видят в строительстве атомной электростанции. Если удастся договориться о кредитовании и способах возврата денег. Об этом пишет портал Central Asia Analitycal Network.
Узбекистан активно реализует ряд реформ для экономического роста. Одновременно возрастет и потребление энергии – эта взаимосвязь хорошо известна. Узбекистан собирается развивать диверсифицированные источники энергии, в числе которых и атомная. Возможно, это поможет и региональной кооперации в сфере энергетики.
Узбекистан станет первым в ЦА обладателем АЭС. Почему не Казахстан?
По запасам и производству природного газа Узбекистан в мире занимает восьмое место. Хотя на экспорт идут более 20% газа, власти планируют увеличить это число за счет сокращения внутреннего потребления.
Узбекистан также обладает и запасами нефти. Однако
с 2006 по 2016 годы производство нефти сократилось более чем в два раза
Основа энергетической системы Узбекистана – это тепловые электростанции (ТЭС). Здесь генерируется почти 86% электроэнергии, производимой в республике. Лишь 14% электроэнергии вырабатываются на гидроэлектростанциях (ГЭС). На ТЭС в качестве первичного топлива в основном используются природный газ (94%).
При этом
за 2006-2017 годы потребность в электроэнергии возросла практически на четверть
По прогнозам экспертов, к 2020 году потребность электроэнергии в республике составит 71.8 млрд кВт.ч., это на 18% больше объема электроэнергии, выработанной в 2017 году.
Для того чтобы удовлетворить растущий спрос, энергетической отрасли страны необходимо постоянно наращивать производственные мощности.
Либо увеличивать закупки электроэнергии извне. Но это не всегда положительно отражается на энергетической безопасности. Известно, что уже при текущих мощностях Узбекистан импортирует энергию из Кыргызстана.
Банк ядерного топлива открылся в Казахстане
Более того, запасы природного газа хоть и велики, но не безграничны. Наряду с сокращением производства нефти появляется необходимость как в развитии альтернативных источников энергии, так и в реабилитации существующих. А также в модернизации процесса управления энергетическим сектором.
На сегодняшний день
энергетический сектор Узбекистана полностью монополизирован
Как говорят эксперты, развитие энергетического сектора Узбекистана невозможно без реструктуризации Узбекэнерго (государственная акционерная кампания — прим.). Основная цель — это внедрить элемент конкуренции на некоторых этапах производства и распределения энергии. Также трансформировать менеджмент и бизнес-процессы.
С другой стороны,
изношенная и устаревшая инфраструктура приводит к перегрузкам энергосистем
Это в большей степени сказывается на доступе к электричеству в сельской местности. При этом доля потребления населением из года в год увеличивается и уже составила одну четвертую в общем объеме.
Возраст большей части энергетической инфраструктуры превышает 40 лет,
она находится в бедственном положении и ей необходима реабилитация.
По результатам оценки АБР, с 1991 года было осуществлено только два проекта по расширению мощностей ТЭС. Это реабилитация Сырдарьинской ТЭС и строительство Талимарджанской ТЭС.
Проект атомной станции в Казахстане — предмет торга между Японией и Россией
Фактически до окончания строительства новых ГЭС производство электроэнергии будет в большей степени полагаться на модернизацию существующих, что опять же при малом потенциале накладывает некоторые риски.
В Узбекистане по различным оценкам около 4% мировых запасов урана,
20 месторождений и 10 перспективных площадей.
Россия предложила Узбекистану строительства АЭС из двух современных блоков нового поколения. Строительство бесплатным не будет, российская сторона предложила Узбекистану несколько вариантов финансирования. От государственного кредита до схемы Build-Own-Operate (финансирование по схеме государственно-частного партнерства).
Три сценария развития мировой энергетики до 2050 года — эксперты
В интервью радио Sputnik в начале 2017 года генеральный директор российской госкорпорации «Росатом» Лихачев упоминал об экономических и политических эффектах такого проекта для Узбекистана. Среди них 5-6 тыс. рабочих мест на стройке и от 1,5 до 2 тыс. на станции. Прирост генерации позволит не только диверсифицировать внутренний объем энергоснабжения, но и увеличить экспортную выручку. Произойдет это, по словам Лихачева, за счет большего количества газа, который Узбекистан сможет поставлять на экспорт.
— А саму электроэнергию можно будет экспортировать в соседние страны, – сказал глава «Росатома».
Узбекистан может стать первой страной в Центральной Азии с собственной атомной электростанцией. Хотя Казахстан также вынашивает планы сотрудничества с «Росатомом» и строительстве двух АЭС.
Еще в 2006 г. глава Росатома С. Кириенко озвучил идею по созданию единой горнодобывающей урановой компании с привлечением возможностей Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. А в 2011 году два эксперта из Узбекистана Алексей Строков и Владимир Парамонов предложили Европейскому союзу и России построить атомную электростанцию. По их мнению, базируясь на урановых залежах Узбекистана и Казахстана,
станция могла бы обеспечить не только потребности стран Центральной Азии, но и Афганистана, Пакистана и Индии
К урановой отрасли, кроме России, проявляют интерес Китай и Япония. Китайские инвесторы являются одними из основных кандидатов на покупку акций казахстанской урановой госкомпании “Казатомпром”.