В чем специфика казахстанских соцсетей? Насколько серьезно они влияют на нашу жизнь, могут ли они стать манипуляторами общественного мнения? Об этом в продолжении разговора с главой интернет-ассоциации Казахстана Шавкатом Сабировым и политологом Айдосом Сарымом.
Начало см. «Что бы ни говорили чиновники, народ сначала поверит негативу» — эксперты о соцсетях
— Как вы считаете, можно ли использовать соцсети для манипулирования общественным сознанием?
Шавкат Сабиров (далее — ШС — прим.ред): Я бы сказал, что вопросы манипулирования в Казахстане появились достаточно давно, минимум лет 5 назад. Тогда
обычный инфоповод при умелом использовании превращался в событие национального масштаба
Все события, которые сегодня происходят, можно рассмотреть с разных сторон, и в нашей стране это явление приобрело огромные масштабы.
Блеск и нищета соцсетей, или как Facebook разделил Казахстан
Айдос Сырым (далее — АС — прим.ред): Мне кажется, это глобальная проблема. Всегда и во все времена были люди, которые хотели манипулировать информацией, подавая под разными приправами и соусами. В наше время информация — это главное, это кровь всей политической системы, человеческой жизнедеятельности. Даже человек — это некий бит информации. Однако, если в обществе будет высокий уровень культуры потребления информации, критичность, желание разобраться, тогда все встанет на свои места.
В нашем обществе
критичность очень сильно упала, и это имеет серьезные политические последствия, особенно для власти
Мы уже говорили, что человек, скорее всего, поверит в любой негатив, чем в какой-то перепроверенный на сто раз позитив, который опоздал со своим распространением. С этим надо уметь жить.
Когда в обществе наблюдается кризис доверия, любая гиперактивность будет вызывать большие подозрения
«Что бы ни говорили чиновники, народ сначала поверит негативу» — эксперты о соцсетях
Понятно, что в такой ситуации желающие половить рыбку, поймать хайп, получить «славу», создать какой-то образ либо элементарно навариться, всегда будут.
ШС: А тем более, когда соцсети монетизировались и порой приносят очень хорошие деньги. В силу этого сегодня на рынок соцсетей упал лакомый куш. Причем я думаю, что он сопоставим с госинформзаказом. Поэтому всегда нужно регулировать и поддерживать профессиональную среду врачей, учителей, строителей и так далее, настоящих профессионалов.
АС: И здесь же тоже большой вопрос к журналистике, которая не должна превращаться в «перепевание» соцсетей. А зачастую у нас так и получается.
Люди могут разбираться во многих сферах, иметь свое мнение — в этом ничего страшного нет. Но есть большой массив отраслей, где не всякий разбирается. Поэтому важно вырабатывать такую культуру, которая позволяла бы человеку понимать: да, соцсеть — это хорошо, но есть вещи, в которых лучше доверять профессионалам. К примеру, где хранить деньги, как лечиться и так далее. Я говорю о сферах, которые могут вполне затронуть человеческое будущее, безопасность, здоровье. Это с одной стороны.
С другой стороны, профессионалы несут ответственность за сказанное и написанное. У нас же журналисты приходят в редакцию, открывают соцсети, набирают темы. И все, так получаются общенациональные темы. Но это в корне непрофессионально!
Когда профессионалы молчат, их место занимают всякого рода дельцы и хайперы
— Контролирует ли власть соцсети?
АС: Я думаю, в какой-то степени контролирует, в какой-то — манипулирует.
ШС: Считаю, что государство не должно задавать вектор блогерской политике. Государство должно, прежде всего, позаботиться о векторе у профессиональной среды, у медийной сферы в целом, у редакций газет, новостных сайтов.
Потому что в любом случае результативность медийного ресурса намного выше, чем у одного блогера
— Сейчас ситуация с соцсетями похожа на то, что блогеров все же упустили. А потом, спохватившись, начали контролировать.
АС: Если профессионалы — новостные и аналитические порталы — глубже вникают в тему, опрашивают множество экспертов, то блогеры не особо утруждаются. Важно давать больший спектр мнений и более длинные динамические ряды, которые позволяют сравнивать и делать выводы.
— На ваш взгляд, дружат ли казахстанские политики с социальными сетями? Вот, к примеру, в средствах массовой информации говорилось, что твит Трампа повлиял на курс рубля. Насколько я знаю, у нас достаточно регулярно только Касым-Жомарт Токаев твитит.
ШС: Я думаю, все зависит от политической культуры чиновника или политика. Если у него культура действительно на высоте, тогда он этим современным инструментом активно пользуется. Я не знаю, к сожалению или к радости, но пока у нас ни один твит политика не влияет на курс тенге.
— Шавкат, вы говорили о монетизации соцсетей. О каких суммах речь идет, к примеру, в казахстанском секторе Фэйсбука?
ШС: Я думаю, это зависит от уровня персоны, насколько она известна, авторитетна или популярна. Может быть и 50 тыс. тенге за пост, а может быть и 100 тыс. А если ты работаешь в рамках большого проекта, то пост может стоить 200-300 тыс. тенге. Это очень приблизительные суммы.
АС: Есть у нас отдельные персонажи, которые любят всех тэгать, лайкать, кричать «караул» и прочее. А потом потихонечку выясняется, что, оказывается тому проплачен миллион, другому — два. Это же заведомо конкурентная среда.
ШС: Если сравнить, как оплачивается работа западных и наших блогеров, то мы найдем ряд принципиальных отличий. Там блогеры исключительно специализированны (политика, экономика, фэшн, авто и так далее). Не то что у нас!
Полную версию беседы смотрите здесь