Если в Центральной Азии когда-нибудь и будет интеграция, то исключительно в случае объединения транспортных систем как минимум трех стран региона – Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Так считает директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев.
Внешняя политика Узбекистана формировалась с момента обретения страной независимости, пишет Содружество. Путем проб, ошибок, с учетом внутриполитических и экономических процессов и целого ряда других факторов.
Узбекистан искал свой собственный путь развития, способ формирования национальной идентичности.
Основу внешней политики страны составляют принципы сбалансированной равноудаленности от мировых центров сил
– Китая, России и США и отказ от участия в многосторонних интеграционных объединениях с упором на двусторонние связи.
В Концепции внешней политики страны, принятой Олий Мажлисом в 2012 году, закреплены положения:
После смерти Ислама Каримова начались серьезные разговоры о том, что при изменениях во внутренней политике, экономических преобразованиях, должны осуществляться и реформы в сфере внешней политики.
Будет ли отказ от двух вышеобозначенных принципов? Все эти разговоры были прекращены в июне 2017 года, когда премьер-министр Абдулазиз Камиловчетко однозначно заявил, что Узбекистан не планирует вступать в ОДКБ и ЕАЭС. Также он добавил, что
главным приоритетом внешней политики Узбекистана будет Центральная Азия
Если анализировать внешнюю политику Узбекистана на новом этапе, нужно постараться ответить на 3 актуальных вопроса.
В феврале 2017 года, буквально через несколько месяцев после выборов президента была принята Стратегия действий по 5 приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан до 2021 года. Последнее, пятое направление, посвящено как раз внешней политике.
Коротко и сжато там говорится о том, что
основной целью внешней политики страны на новом этапе является создание вокруг Узбекистана пояса безопасности,
стабильности и добрососедства. Важнейшими задачами в этой связи определены урегулирование вопросов делимитации и демаркации государственной границы. Это важнейший пункт, поскольку Узбекистан находится в самом центре Центральной Азии и граничит со всеми странами региона.
Как уже говорилось, Узбекистан делает наибольший упор на сотрудничество со странами Центральной Азии. В августе в Ташкенте была проведена большая конференция, которая так и называлась: «Главный приоритет внешней политики Узбекистана – Центральная Азия».
Как видится, принцип отказа от участия в интеграционных проектах, инициируемых внешними по отношению к региону Центральной Азии центрами сил, на сегодняшний день синхронизируется в рамках новой Стратегии развития
с политикой на активизацию регионального сотрудничества именно в Центральной Азии
Это и является ядром внешней политики Узбекистана. И этим много объясняется.
Страна по-прежнему не вмешивается в интеграционные структуры, которые предлагаются внешними силами. При этом
неправильно говорить, что Узбекистан противостоит только российским интеграционным инициативам
Речь идет, например, и об усиленно продвигаемой идее создания зоны свободной торговли ШОС, где
только Узбекистан осмеливается говорить Китаю, что ему это неинтересно
Отдельно стоит упомянуть выбранную страной политику, ориентированную на экспорт отечественной продукции. Экспортоориентированное развитие – это рынки других стран. Тем более, что Узбекистану есть что предложить.
Поэтому один из принципов внешней политики –
активное выступление Узбекистана за активизацию различных форм кооперации между странами региона. И это уже делается
В Костанае собираются узбекско-казахские автомобили для продажи на рынки ЕАЭС. Узбекистан налаживает производство автобусов и автомобилей в Южном Кыргызстане в тестовом режиме. Планируется налаживание производства сельхозмашин в Таджикистане для выхода на рынки Афганистана и Пакистана.
Наступил качественно новый этап регионального сотрудничества,
который позволяет говорить о том, что мы переходим к межгосударственной кооперации с участием как государственных, так и негосударственных экономических акторов.
И этому во многом помогла готовность всех стран региона, завершение процесса формирования национальной идентичности всех государств.
Что касается интеграционных процессов, я всегда говорил, что
если в Центральной Азии когда-нибудь и будет интеграция, то исключительно на основе транспортных систем
И возникнуть это объединение может только в случае объединения транспортных систем как минимум трех стран региона – Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. А страны, являющиеся континентальными тупиками (Кыргызстан и Таджикистан), не будут играть определяющей роли в этом процессе.
Нужно объединять транспортно-коммуникационные системы трех вышеназванных стран
Центральная Азия так и не стала самостоятельным субъектом и все еще является объектом воздействия внешних сил. Страны региона до сих пор находятся в процессе формирования своей субъектности. Это очень долгий процесс, показателем которого является то, что
страны не смогли самостоятельно сформировать свою региональную повестку дня по интеграции
И все региональные интеграционные проекты оказались мертворожденными. Поэтому сейчас страны Центральной Азии являются участниками интеграционных проектов, предложенных внешними центрами сил, – ОДКБ, ЕАЭС, ШОС.
Как мне кажется, повестка дня для стран региона, предлагаемая Узбекистаном, имеет шанс стать платформой для укрепления регионального взаимодействия
и обретения регионом Центральной Азии своей геоэкономической и геополитической субъектности