Дональд Трамп пугает тем, что последовательно выполняет данные избирателям предвыборные обещания. «Иранская сделка – плохая сделка», — говорил он еще во время предвыборной кампании.
Объявленный 8 мая 2018 отказ США от Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA) или «Иранской ядерной сделки» стал третьим случаем выхода действующей американской администрации из международных многосторонних соглашений. До этого было прекращено участие США в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) и Парижском соглашении по климату (Paris Climate Accord).
Госсекретарь США Майк Помпео пояснил причину отказа от «ядерной сделки» тем, что «она угрожала интересам американского народа»и «необходимостью остановить запуск иранских ракет на территории Саудовской Аравии и Голанских высот». Он обвинил Иран во многих плохих вещах и озвучил 12 предварительных требований:
До тех пор, пока Иран не выполнит данные требования, США будут осуществлять «беспрецедентное финансовое давление и применять строжайшие в истории санкции», заявил госсекретарь. «Мы ослабим наши санкции только тогда, когда увидим, что Иран продемонстрирует осязаемые, последовательные изменения в своей политике», — сказал он.
По мнению Помпео, «Ирану нельзя давать другого шанса доминировать на Ближнем Востоке» и санкции не позволят финансировать союзные ему силы за рубежом. «Иран будет вынужден сделать выбор — либо поддерживать стагнирующую экономику, либо продолжать тратить драгоценные ресурсы за рубежом.
На то или другое у него сил не хватит», — убежден Помпео.
В случае выполнения требований Вашингтон готов восстановить полномасштабные дипломатические и торговые отношения с Тегераном и предоставить Ирану продвинутые технологии», пояснил госсекретарь. Он также пообещал способствовать «модернизации и интеграции экономики Ирана в мировую экономику».
Помпео также призвал все международное сообщество и страны, которые разделяют понимание Америки в данном вопросе, к совместным действиям против Ирана. В конце своей речи он также пообещал, что «Америка всегда будет защищать иранский народ – главную жертву иранского режима, и требовать от иранского правительства соблюдения его прав и свобод».
21 июня, спустя месяц после выступления госсекретаря, с ответным заявлением выступил министр иностранных дел Ирана Мухаммад Зариф. Он обвинил США в «необоснованных и провокационных угрозах против Ирана и предъявлении оскорбительных требований, что представляет собой явное вмешательство во внутренние дела страны».
Министр также отметил, что США ставят под угрозу другие многосторонние соглашения, такие как NAFTA, глобальная торговая система и части системы ООН. Это в сумме наносит значительный ущерб всему международному сообществу и перспективе разрешения споров посредством дипломатии.
«Международное агентство по атомной энергии, будучи единственным компетентным международным органом, неоднократно проверяло соблюдение Ираном своих обязательств по соглашению и подтвердило их четкое соблюдение», — подчеркнул Зариф.
Сокращенный перечень требований, перечисленных министром от имени иранского народа правительству США, состоит из следующих пунктов:
В этом пункте заявления Зариф потребовал от США компенсации за нанесенный ущерб народу Ирана за:
В своей антиамериканской полемике Зариф использовал эффектный дискуссионный прием. Начиная каждое предложение с повторяющейся фразы и подкрепляя ее фактами, он создал своего рода список обвинений, зеркально отражающий претензии США к Ирану. И список этот воспринимается очень эмоционально:
США должны прекратить свою стойкую экономическую агрессию против иранского народа, аннулировать первичные и экстерриториальные санкции, отменить сотни законов и распоряжений, направленных на срыв нормального развития Ирана.
США должны немедленно прекратить нарушения соглашения по JCPOA.
США должны освободить всех иранцев и неиранцев, которые содержатся под стражей в жестоких условиях по сфабрикованным обвинениям. К ним относятся беременные женщины, пожилые люди и люди, страдающие серьезными проблемами со здоровьем.
США должны признать последствия своих вторжений и вмешательств в дела регионе, в том числе в Ираке, Афганистане и регионе Персидского залива, вывести свои силы и прекратить вмешиваться в этот регион.
США должны прекратить порочную практику создания террористических групп типа DAESH (ИГИЛ, запрещенная в Казахстане) и других экстремистских организаций и заставит своих региональных союзников безоговорочно прекратить оказывать финансовую, вооруженную и политическую поддержку экстремистским группировкам в регионе и во всем мире.
США должны прекратить предоставлять оружие и военную технику своим союзникам в Йемене, прекратить агрессию против него и компенсировать огромный ущерб, нанесенный этой стране.
США должны прекратить свою неограниченную и безоговорочную поддержку сионистскому режиму, осудить его политику апартеида, грубые нарушения прав человека и поддержать права палестинского народа, включая его право на самоопределение и создание независимого государства с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы.
США должны прекратить продавать сотни миллиардов летального, а не «прекрасного» оружия в регионы, находящиеся в кризисе, и вместо превращения этих стран в «пороховые бочки», финансировать их развитие и борьбу с нищетой.
США должны прекратить противостоять усилиям международного сообщества создать зону, свободную от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке и заставить отказаться от ядерного оружия Израиля, тем самым нейтрализуя самую серьезную реальную угрозу региональному и международному миру и безопасности.
США должны перестать полагаться на ядерное оружие и доктрины его использования для борьбы с обычными угрозами.
США должны взять на себя обязательство соблюдать принцип pacta sunt servanda («соглашения должны быть соблюдены»), что является самым основополагающим принципом международного права и основой цивилизованных отношений между народами, и на практике отказаться от опасной доктрины, которая рассматривает международное право и международные организации как «инструмент давления на другие страны».
Зариф также обвинил президента США и его администрацию в принятии импульсивных и нелогичных решений. «В сочетании с непродуманными и поспешными объяснениями это обычно приводит к противоречивым заявлениям и действиям», отметил министр. «Будучи директором ЦРУ, Майк Помпео на слушаниях в Конгрессе решительно заявил: «Иран не нарушает своих обязательств». Позже, после решения президента США выйти из этого соглашения, теперь госсекретарь Помпео в своем заявлении 21 мая заявил, что «Иран нарушает свои обязательства».
Продолжение следует
Акмарал Баталова, политический обозреватель по Ближнему Востоку