Романтикам, которые мечтают перенестись в прошлое и пожить в средневековой Англии, стоило бы прихватить с собой как минимум затычки для носа.
Дело в том, что
повседневный уклад жизни граждан средневекового Лондона был далек от требований санитарии
Современные фильмы и учебники, как правило, замалчивают некоторые аспекты жизни в то время, и по вполне очевидным причинам.
Несмотря на то что во время Средневековья дороги и так пахли ужасно, все было намного хуже после дождя. Улицы средневековой Англии, по сути, состояли из грязи и булыжников, а по бокам были канавы, куда должна была стекать дождевая вода. Это был бы прекрасный дизайн, если бы люди не выбрасывали свой мусор куда им заблагорассудится.
Люди средневековой Англии выбрасывали все подряд в канавы с дождевой водой, а те настолько забивались, что во время дождя были совершенно бесполезны. Забитые канавы переполнялись, а затем все их содержимое затапливало улицы. Когда небо прояснялось, дороги оказывались покрыты влажным мусором, а фекалии медленно высыхали на солнце, «благоухая» на весь город.
Когда у обычной британской семьи переполнялись ночные вазы, мусорные ведра и приходило время избавиться от их содержимого, по закону люди должны были каким-то образом собрать отходы своей жизнедеятельности и вывезти за пределы города. Но на самом деле никто не собирался тратить на это время – весь мусор сваливался прямо у входной двери.
Поэтому перед жилыми домами громоздились целые горы зловонных гниющих отходов и продуктов человеческой жизнедеятельности. Содержимое ночных горшков часто выплескивалось прямо из окон на головы прохожим. Никто даже не пытался запретить выбрасывать мусор на улицу до XIV века. Только король Эдуард II впервые в Англии ввел закон, запрещающий выбрасывать отходы на дороге. Но даже тогда его ожидания не оправдались.
«Вся грязь, скопившаяся перед домами, должна быть убрана в течение недели, — гласил закон. — Запрещается выпускать на улицы свиней». Но все это не возымело большого эффекта. Мусор продолжал скапливаться на улицах, а люди испражнялись у себя перед порогом. Богатые, выходя на улицу, носили у носа платочки, пропитанные благовониями. Так продолжалось до тех пор, пока король не начал нанимать специальных работников, чтобы те чистили города от грязи.
Если средневекового солдата ранили в бою, ему стоило ожидать крайне странного способа стерилизации раны. Даже если кто-то просто порезался, врач, следуя рекомендациям личного хирурга короля, мочился на рану. Более того, свежая моча использовалась для лечения язв, ожогов, укусов и т. д. Это было очень неприятно, но действительно работало. Аммиак в моче может помочь предотвратить заражение, а в ситуациях, связанных с жизнью или смертью, это стоило многого.
Что интересно, мочились на открытые раны не только британские врачи. Одна из самых сумасшедших историй исходит от итальянского врача Леонардо Фиораванти, который использовал свою мочу, чтобы спасти жизнь солдата после того, как в бою ему отрубило нос. Фиораванти быстро поднял отрубленный часть, стряхнул с него песок, помочился на него и пришил нос назад.
На протяжении большей части средневековой эпохи люди на самом деле довольно часто купались. Они регулярно ходили в общественные бани и ухаживали за собой. Однако все изменилось после эпидемии Черной чумы. В хаосе, когда две трети мира умерли от страшной болезни, выжившее население Европы запаниковало. Люди лихорадочно пытались найти хоть какие-либо причины заболевания и обвинили в нем… купание.
Некоторые медики заявили, что чума распространяется, потому что люди слишком часто моются. Они утверждали, что вода ослабляет их тела и расширяет поры, приводя к тому, что люди становятся более восприимчивыми к язвам и болезням. Поэтому людям рекомендовалось прекратить мыться вообще.
Примерно в XIV веке у англичан появилась новое крайне странное увлечение. «Писком моды» в 1300-е годы был гульфик — мешочек из ткани, пришиваемый на пах. Мужчины носили в то время как можно более плотные и тонкие леггинсы, чтобы сделать выпуклость между ног настолько заметной, насколько это возможно. С течением времени мода стала еще более странной.
Вместо того чтобы просто продемонстрировать то, чем их одарила природа, мужчины начали носить на гульфиках заколки, чтобы они выглядели как можно больше. Рыцари в XVI веку даже носили их во время битв. Броня зачастую снабжалась массивным преувеличенным металлическим наконечником между ног, у которого не было ни малейшей практической цели.
Если человек был небогат, у него в доме не было пола. В большинстве домов в средневековой Англии под ногами было не что иное, как утрамбованная земля, покрытая камышом и травами. Земля и растения помогали поддержать тепло в доме, но это имело свою цену. В траву под ногами попадали кусочки пищи, где и оставались, приманивая крыс и насекомых. И чистили все это довольно редко, максимум подметали. При этом нижний слой дерна, где скапливался мусор, оставался нетронутым часто на протяжении десятилетий.
Один путешественник из Голландии как-то пожаловался, что в английских домах на полу «можно найти мокроту от отхаркивания, рвоту, мочу собак и мужчин, отходы от производства эля, рыбьи кости и другие мерзости, которые не подлежат упоминанию». Это уже само по себе довольно отвратительно. Но есть еще кое-что похуже. В таких домах не было кроватей, поэтому люди спали на полу, т. е. каждый день укладывались на многолетний слой рвоты, помета и гнилой пищи.
Роды никогда не были приятным процессом, но раньше проходили намного хуже. В средние века у врачей действительно было мало идей, как сделать так, чтобы женщина на сносях не умерла. Единственное, что они умели делать довольно хорошо, это полагаться на божественное вмешательство. Монахи и акушерки сидели возле беременной и молились, призывая ребенка появиться на свет «живым и не убив мать». В некоторых случаях полагались и на магию.
Иногда они кормили женщин уксусом и сахаром, после чего обмазывали их пометом орла. После этого просто молились о чуде. В аббатстве в Йоркшире постоянно хранился «священный пояс», который «позволял женщине выжить при родах». Даже когда жена Генриха III забеременела, король приказал монахам принести его. Но ничто из этого, похоже, не было надежным. По оценкам, каждый третий ребенок не доживал до пяти лет, а около 20 процентов всех матерей умирали во время родов.
В средневековой Англии существовали довольно странные противозачаточные средства. Женщины, нуждающиеся в контрацептивах или аборте, посещали знахарок, которые делали магические амулеты против беременности. Внутри лежали два яичка ласки, детский зуб и отрубленный палец выкидыша. Продавали также и любовные зелья, состав которых был примерно такой же, экстракты делались из «самых чистых и неиспорченных сущностей»… выкидышей.
Выяснилось, и неудивительно, что у людей в те времена была большая проблема — вши. Довольно хорошо известно, что в средневековой Англии со вшами и блохами боролись все: от богатых до бедных. Собираться с друзьями и всей семьей, чтобы собрать паразитов друг с друга, было обычным делом.
Особенно верно это было для людей, которые много путешествовали. Сохранились письма некоторых крестоносцев, хваливших женщин-прачек, не только стирающих одежду, но и очень ловко ловивших блох.
Проблема со временем только ухудшалась и не ограничивалась Англией. Англичанка-паломница по имени Марджери Кемпе с отвращением написала домой, что бедные в Германии проводят свои вечера, раздеваясь догола, садясь в круг и выбирая друг у друга вшей.
В среде мясников обычной практикой считалось собирать все неиспользованное гнилое мясо, вытаскивать на мост и сбрасывать в реку. Это было настолько распространено, что один мост даже заслужил прозвище «Мясной мост». Это было самое отвратительное место в стране.
Он славился тем, что был покрыт засохшей кровью и кусками трупов животных, вывалившихся из тележек мясников. Только в 1369 году приняли запрещающий закон, но реальной пользы он не принес. Даже после того, как выбрасывать мясо в Темзу стало преступлением, люди жаловались на ее сильное загрязнение. Потребовалось почти 500 лет, чтобы в XIX веке отходы наконец выбрасывать в реку перестали.
https://youtu.be/P6FEjvNmyKw