В конце марта Дональд Трамп подписал меморандум о борьбе с «экономической агрессией» Китая. Документ предполагает введение пошлин на китайский импорт в размере 60 млрд долл. Многие эксперты считают это началом торговой войны.
Между тем наметившееся затишье в торговой войне между США и Китаем не является финальной чертой. Сам процесс негативно сказывается не только на самих участниках, но и на экономиках многих других стран.
Для того чтобы понять, насколько глобальны происходящие процессы, можно проанализировать экспортно-импортные операции между двумя странами.
Сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером Америки, а США — вторым по величине торговым партнером КНР
И если во время установления китайско-американских дипломатических отношений в 1979 году объем двусторонней торговли составлял лишь 2,5 млрд долл., то
уже к 2016 году объем торговли между Китаем и США достиг 519,6 млрд долл., увеличившись почти в 207 раз!
По данным Bloomberg, в 2017 году КНР экспортировала в США товаров на сумму 505 млрд долл., это на 120 млрд больше экспорта Китая в Штаты в 2016 году, когда данный показатель составил 385 млрд. При этом Америка в 2017 году продала в Китай товаров на 154 млрд долларов.
Разница между экспортом двух стран составила 351 млрд долл. в пользу Пекина
Для сравнения: в 2017 году внешнеторговый оборот Казахстана составил 77,6 млрд долл.
По общему объему экспортных операций Китай также удерживает пальму первенства.
И это понятно, ведь в Китае производится почти каждая пятая вещь в мире
Может быть поэтому Трамп в предвыборной кампании выбрал лозунг «Сделаем Америку вновь великой», пытаясь вернуть производственные мощности американских компаний обратно в США.
Руководствуясь интересами национальной безопасности, в соответствии Trade Expansion Act (ст. 232 Закона о расширении торговли от 1962 г. ),
Трамп ввел санкции в отношении китайской продукции, тем самым наступив на собственные грабли
Дело в том, что подписав меморандум против китайской «экономической агрессии», предусматривающий ввод 25% пошлины, глава Белого дома тем самым решил повысить цену на китайскую продукцию, реализуемую на территории США.
Пользующаяся спросом китайская продукция будет и дальше поставляться в Америку, только стоимость ее возрастет на санкционные проценты.
Кто же пострадает от введенных санкций? В первую очередь средний класс США, основной потребитель китайских товаров
Вторыми станут американские компании, разместившие свое производство в Китае. А третьими могут пострадать… республиканцы, поддержавшие на президентских выборах кандидатуру Трампа.
К примеру, Пекин может перенять у Брюсселя тактику ведения торговой войны. Дело в том, что при противостоянии между США и ЕС последний ограничил импорт американских товаров, производимых в округах, которые являются базой Республиканской партии. Следовательно, поддерживающих главу Белого дома.
В данном случае речь может идти о штатах Среднего Запада, которые поддержали Трампа на выборах. Именно там выращивают популярные в Китае соевые бобы, а 56% всех соевых бобов США продает на китайском рынке. Только в 2017 году их экспорт в Китай составил 14,6 млрд долл.
Также очевидно, что закрыв для американской продукции свой рынок, освободившуюся нишу в КНР займут конкуренты, которых потом американским производителям будет проблематично потеснить с китайского рынка.
Учитывая, что в США выращивание сои субсидируется государством, сокращение рынка ее реализации ударит по американскому госбюджету.
Что же касается американской экономики, от торговой войны с Пекином она получит больше минусов, чем плюсов
Так, по мнению экспертов JP Morgan, эффект от американских пошлин будет носить ограниченный характер. При установлении США пошлины в 25% на импорт объемом 50 млрд долл., пошлинные отчисления составят 12,5 млрд долл. Другими словами, сборы с совокупного китайского экспорта (во все страны) возрастут всего лишь на 2,9%,
что по своей эффективности больше напоминает стрельбу из пушки по воробьям
У Китая гораздо больше рычагов влияния на США, чем кажется на первый взгляд. Достаточно перечислить лишь некоторые из них. Так, китайские ответные меры могут затронуть 6 секторов американской экономики:
По разным направлениям Пекин уже начал предпринимать активные шаги. Во-первых, министерство торговли КНР ввело пошлины на импорт из США 128 видов американских товаров, в том числе свинины, переработанного алюминия (25%), стальных труб, фруктов, сухофруктов, орехов, американского женьшеня, денатурированного спирта (15%).
Во-вторых, Китай в ответ на шаги Америки решил привлечь к спору Всемирную торговую организацию (ВТО), направив в организацию иск к США на планируемые ими пошлины на импорт стали и алюминия.
В-третьих, являясь крупнейшим держателем казначейских облигаций США на сумму 1,184,9 млрд долл., Китай может начать избавляться от них.
При массовой распродаже облигаций это подорвет всю финансовую систему США
В-четвертых, Пекин может «настойчиво» рекомендовать своим гражданам воздержаться от посещения США. За 2017 год китайские туристы, находясь в США, потратили 32 млрд долл. В этом плане американская туристическая отрасль лишится значительной прибавки.
Перечень мер можно продолжать бесконечно. В итоге торговой войны американский бизнес потеряет китайский рынок, который демонстрирует положительную динамику и является одним из самых емких и динамично развивающихся в мире.
В свою очередь Китай лишается традиционного американского рынка с его высокими ценами и постоянным спросом
В результате все участники понесут потери, и не факт, что в краткосрочной перспективе им удастся наверстать упущенное и вернуть свои утраченные позиции.