В Казахстане объединение по родовым и жузовым союзам вредит становлению государственности. Трайбализм не только понижает возможность бороться с коррупцией, но и ограничивает перспективы роста и ассимиляции других тюркских народов.
Журналист Даурен Куат как-то написал, что в Узбекистане все считаются узбеками, в Кыргызстане — кыргызами. И только в Казахстане разнообразные тюркоязычные группы
лишены возможности стать казахами по причине важности племенных союзов, кланов и родов для самих казахов
Пост Куата вызвал широкую дискуссию.
Газета «Караван» обратилась к экспертам, чтобы те высказали свою точку зрения по поводу важности объединения казахов по родовой принадлежности.
Политолог Айдос Сарым абсолютно согласен с Куатом.
В Казахстане люди по сей день идентифицируют себя и делятся по племенным признакам
А причина в том, что многие институты не работают, поэтому общество возвращается к архаичным понятиям.
«Трайбализм само по себе явление негативное. Невозможно набрать сотню квалифицированных кадров только из своего жуза или рода. Трайбализм силен до поры до времени, но тем не менее и он исчезнет.
Это прежде всего «аграрное явление и работает в небольших локациях. В крупных городах оно крайне редкое. Мы сейчас сталкиваемся с обратными явлениями — люди перестают общаться.
Хотя в какой-то степени трайбализм адаптируется под современные реалии. Возьмем те же казахские свадьбы, куда приглашается большое количество гостей, которые придерживаются родовых границ».
Политолог Данияр Ашимбаев отметил, что трайбализм относится к числу традиций, которые до сих пор сохранились в казахском обществе.
«Для большинства, и особенно для высшей элиты, это имеет большое значение. Для простых людей, которые являются частью одного жуза, очень важна сопричастность к какой-то определенной группе.
Важность родовых факторов объясняет, к примеру, ситуацию, почему люди не пошли на выборы акимов. Если один род занимает 40 процентов, а другой — 60, понятно, кто победит. Бороться с этим очень сложно», — говорит Ашимбаев.
Во времена Советского Союза с трайбализмом активно боролись, но он все равно реанимировался, племенная принадлежность адаптировалась и продолжала «свои игры по своим правилам».
Любой, кто заявит о войне по родовой принадлежности, ее проиграет
В отличие от своего коллеги Ашимбаев не уверен, что урбанизация или растущая доля казахов среди населения искоренит подобную идентификацию. Более того, она может стать сильнее, даже если поменяет форму в целях адаптации.
Для казахского общества
это одна из «вечных ценностей», и она будет существовать независимо от того, одобряют ее или нет