Проект «Өмірлік таңдау» завершил свою работу в пяти областях — Мангистауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской.
В рамках проекта было проведено социсследование на предмет заинтересованности школьников техническими специальностями.
Как оказалось, 29% учеников 9-х классов из пяти областей ни разу не сталкивались с понятием «рабочие профессии». Среди родителей отношение к рабочим профессиям неоднозначное: с одной стороны, они признают, что это востребованные на сегодняшний день профессии, с другой — только 30,8% согласны с тем, чтобы их ребенок получил рабочую профессию.
По мнению родителей, это малооплачиваемые, неконкурентоспособные специальности, которые не позволят сделать карьеру и добиться успеха.
Основными факторами при выборе учебного заведения для продолжения учебы после школы для большинства выступают возможность поступить на грант и наличие требуемой специальности, а наиболее привлекательными условиями при выборе будущей профессии рассматривают перспективу развития как профессионала и уровень дохода.
Однако их восприятие изменилось после посещения профориентационного тренинга, организованного проектом «Өмірлік таңдау». Результаты показали, что доля учеников, которые хотели бы пойти учиться в колледж, после участия в тренинге увеличилась с 30% до 35%.
Незначительно, но увеличился интерес к информации о местных колледжах. После участия в тренингах доля родителей, которые согласились с тем, чтобы их ребенок получил рабочую профессию, увеличилась с 30,8% до 35,4%. Также увеличилась поддержка со стороны родителей решения детей о поступлении в колледж (с 44% до 48%). Возрос у родителей и интерес к информации о рабочих профессиях и местных колледжах.
После участия в тренинге среди учащихся увеличилась доля тех, кто считает, что рабочий с высокой и востребованной квалификацией имеет хорошую перспективу для трудоустройства (с 58% до 64%), а также, что рабочая профессия — хороший старт для профессионального и карьерного роста (с 58% до 62%).
У родителей после тренинга заметно изменилось мнение в отношении рабочих профессий. Доля тех, кто считает, что рабочие профессии – это малооплачиваемые специальности, уменьшилась с 33% до 24%.
Также заметно сократилась доля родителей, считавших до участия в тренинге рабочие специальности лишенными карьерных перспектив (с 24% до 19%).
По итогам исследования, семья выступает основным референтом при выборе профессии учеником. При этом опрос родителей выявил две проблемные зоны:
Исследование показало, что системной работы по профориентации учеников в школах не ведется. При этом видно, что большинство школ чаще всего использует профориентационные мероприятия, организованные на базе и с использованием только ресурсов школы.
Меньше внимания уделяется профессиональным обучающим тренингам и мероприятиям, требующим привлечение бизнеса. В связи с этим исследователи считают, что необходимо ввести стандарт о наличии в школе сертифицированного специалиста по профориентационной работе.
Они на профессиональной основе будут проводить работу с учениками по вопросам профессионального самоопределения, учителям-предметникам должно быть рекомендовано увеличить долю практических занятий по темам для развития начальных профессиональных навыков у учеников.
Широкую практику должны получить мастер-классы и лекции для школьников представителей разных отраслей и специализаций. Действенным аргументом в пользу выбора рабочей профессии может стать информация о возможностях и темпах социально-профессионального роста для молодых специалистов.
Напомним, проект «Өмірлік таңдау» начал свою работу осенью прошлого года. За время реализации было проведено более 1500 тренингов, общий охват участников составил 36445 человек — это школьники и их родители, а так же 260 педагогов-психологов средних школ.
Организаторам проекта выступил ОФ «Пресс центр Азия» при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».