Самый большой недостаток инновационных и эффективных препаратов для лечения онкологических заболеваний — непомерно высокая стоимость. Поэтому минздрав делает ставку на раннее выявление болезней и… использует старые методы.
Согласно статистике ВОЗ, онкологические заболевания являются причиной каждой шестой смерти в мире. В конце 2017 года в Казахстане на учете в онкодиспансерах состояло более 176 тыс. человек. Однажды вылеченный рак всегда грозит рецидивом, поэтому в это число входят не только больные, но и люди, успешно поборовшие болезнь. В 2017 году от этого тяжелого недуга умерло 14 170 человек.
В нашей стране
онкозаболеваемость растет. И по мере увеличения продолжительности жизни будет расти в будущем
Число поставленных диагнозов увеличилось с 181,2 случаев на 100 тыс. населения в 1999 году до 206,8 в 2016 году.
Лидируют:
В северо-восточных областях, где находится бывший Семипалатинский полигон и урановые заводы Казатомпрома, люди заболевают в среднем в 1,5 раза чаще, чем в других регионах.
Весь бюджет онкологической помощи в РК в 2017 году, согласно статистике минздрава, составил 32 081 млн тенге, из которых на приобретение препаратов выделено более 18 175 млн тенге.
Между тем, по данным самих врачей, на начало 2018 года медицинские учреждения подали заявки на 124 наименования противоопухолевых препаратов общей стоимостью 32,7 млрд тенге, что значительно превышает объем заложенных в бюджет средств.
Отсутствие собственной научной базы и разработок в области современных технологий противораковой терапии
привело к критической зависимости Казахстана от импорта
Результатом сложившейся ситуации является технологическая отсталость национальной системы здравоохранения в сфере борьбы с раком, вызванная нехваткой средств на закупку современных препаратов.
Это уже отметили и за рубежом. По данным обзора Global Oncology Trends 2017 компании IQVIA Institute, из 42 новых противораковых препаратов, вышедших на рынок в 2011-2015 годах, по состоянию на 2016 год:
Общемировые затраты на лечение препаратами для поддерживающей терапии увеличились с $91 млрд (2012 г.) до $113 млрд (2016 г.). За это же время
цена лечения онкобольных препаратами, произведенными в США, увеличилась на 88%
Главным образом за счет широкого использования новейших разработок. Более 20% суммы было потрачено на препараты, вышедшие на рынок в течение последних 5 лет.
Ожидается, что
в период до 2021 года стоимость лечения рака в среднем будет дорожать на 6-9% ежегодно
Для преодоления уже имеющегося отставания в сфере лечения онкологических заболеваний Казахстану с учетом роста объема потребления импортных лекарств
необходимо ежегодно увеличивать бюджет национальной онкологической системы на 25-30%
Это намного больше 128 млрд тенге, которые планируется затратить на онкослужбу до 2022 года. Таким образом,
нарастающий дефицит средств на закупку дорожающих лекарств против рака — это фактически скрытая форма отказа государства
от исполнения важного социального обязательства.
Несмотря на многолетнюю тенденцию роста заболеваемости раком и наличие в бюджете необходимых средств,
Казахстан лишь приступает к созданию базы для квалифицированного использования современных методов
В представленном в апреле 2018 года «Комплексном плане по борьбе с онкологическими заболеваниями на 2018-2022 гг.» основное внимание уделяется модернизации общенациональной системы скрининга и ранней диагностики онкологических заболеваний.
Значительные ресурсы предполагается также выделить на развитие хирургии и лучевой терапии. Все это нужно, но по данным международных экспертов, в мировой практике борьбы с раком поиск новых методов лучевой терапии занимает лишь 1% от общего объема исследований.
Основными трендами в мировой практике лечения онкологических заболеваний являются целевая терапия
с помощью ингибиторов протеинкиназа, биологических моноклональных антител, а также ряда новых механизмов, которые могут блокировать клеточные процессы размножения раковых клеток.
Эти тенденции ученым и онкологам хорошо известны. Но тем не менее
в «противораковом» плане минздрава создание собственных препаратов последнего поколения, увы, не предусмотрено