По итогам 2017 года внешний долг КР перед China Exim Bank составил более 1,7 млрд долларов. А коррупционная составляющая в китайских кредитах, по мнению экономистов, способна сильно испортить репутацию инвесторов из КНР.
Долгое время основным кредиторами Кыргызстана были Россия и страны Запада. Однако Китай постепенно увеличивал кредитный портфель и теперь стал крупнейшим кредитором республики, пишет Содружество.
Так, в 2007 году долг Кыргызской Республики перед Поднебесной составлял 8,5 млн долларов. Уже в 2014 обязательства Кыргызстана в отношении Китая достигли миллиардных показателей, составив 1,115 млрд долларов.
Экономист Кубат Рахимов считает, что
Кыргызстану необходимо отказаться от бесконтрольного наращивания госдолга, а вместо этого привлекать инвестиции
на окупаемые проекты.
«Китай ведет очень успешную, на мой взгляд, политику продвижения своих экономических интересов за рубежом, причем диапазон его устремлений просто огромный.
Приведу пример, чтобы был понятен масштаб: на Украине с 2013 года китайцы обрабатывают около 3 млн гектаров земли. Это в 2,5 раза больше всех сельскохозяйственных угодий в Кыргызстане», — говорит экономист.
Китай – сосед Кыргызстана, с которым надо дружить, но не следует забывать и о национальных интересах, убежден Рахимов.
«На каких условиях китайский бизнес заходит в страну? Когда есть институциональная среда, компании приходят, не требуя никаких государственных и иных гарантий, так сказать на общих основаниях.
Второй путь – это льготные кредиты под государственные гарантии. Государства с устоявшейся экономикой могут позволить себе кредиты без ущерба для своей безопасности.
К примеру, у России сейчас самый низкий госдолг среди стран бывшей Большой Восьмерки (G8).
Самые закредитованные страны мира – это США, Япония и Китай, где госдолг превышает в несколько раз ВВП страны»,
— констатирует эксперт.
Кыргызстан, по мнению Рахимова, действительно попал в долговую ловушку, однако хорошо это или плохо – вопрос относительный.
«Сейчас наши обязательства перед Экспортно-импортным банком Китая (China Exim Bank), составляют 1, 711 млн долларов. КНР стала крупнейшим кредитором Кыргызстана. С одной стороны это хорошо, а с другой — плохо.
Хорошо, потому что Кыргызстан наконец-то встряхнул международных доноров,
условный «коллективный Запад» со всеми его финансовыми институтами. Просто они миндальничали все это время и весьма долго рассматривали проекты, предлагаемые Кыргызстаном для финансирования», — поясняет экономист.
Этим промедлением Запада и воспользовались китайцы, констатирует Кубат Рахимов. При этом, как отмечает экономист,
формально китайская сторона дала кредиты на льготных условиях,
которые не отличаются от международных правил институтов развития. Это длительный срок погашения, каникулы по выплатам, льготы по процентной ставке (от 0,5 до 3% годовых).
Экономист также обращает внимание на тот важный момент, что лимиты Эксимбанка КНР в размере 2,5 млрд юаней, которые были выделены на один проект, выше, чем готовы были дать западные финансовые организации.
«Таким образом,
Китай переиграл Запад за счет гибкости, условий и за счет жадности наших руководителей до легких кредитных денег
При этом все эти кредиты даются исключительно на условии привлечения китайских подрядчиков и китайских же технологий», — говорит Рахимов.
Экономист приводит любопытные факты относительно китайского займа, выданного на реконструкцию Бишкекской ТЭЦ. По его словам, первоначально оценка стоимости проекта Министерством энергетики и промышленности КР составляла 150 млн долларов.
Однако в итоге сумма составила 386 млн долларов, из которых 30 млн — так называемый «грант»
Реконструкцию ТЭЦ, по сути, подгоняли под эту сумму.
«Полагаю, это был предельный установленный лимит на проект. Любопытно, что он удивительнейшим образом совпал с займом, выданным на строительство подстанции «Датка-Кемин» (389 млн долларов).
Уверен, что
в будущем относительно этого проекта нас также ждет множество интересных «открытий»
Очевидно, что не могут два совершенно разных объекта стоить одинаково. С большой степенью вероятности можно сказать, что стоимость этих проектов заведомо подгоняли под предельный лимит кредита от Эксимбанка», — считает Рахимов.
Эта коррупционная составляющая в китайских кредитах, по мнению Рахимова, способна сильно испортить репутацию инвесторов из КНР.
«Мне не хотелось бы осуждать китайцев за то что они используют жадных и, так сказать, морально неустойчивых элитариев в странах, в которых работают. С другой стороны, китайцы сами себе роют яму.
Испортив свою репутацию на точке входа в крупные проекты, Китай больше проигрывает, чем выигрывает
Видимо, среди кыргызстанских китаистов, политологов, экспертов не нашлось никого, кто бы мог им объяснить пагубность такой политики. В чрезмерно политизированном Кыргызстане факт того, что кредит был китайским и реконструкцию делали китайцы,
подготовил почву для отождествления между неудачным проектом и «плохими» китайцами»,
— говорит экономист.
Эти просчеты в китайской кредитной политике стали причиной роста уровня синофобии в Кыргызстане, начиная от бытовой неприязни к этническим китайцам и заканчивая неприятием любых проектов, финансируемых Китаем. Таким образом,
сегодня КНР легче выдавать кредиты под госгарантии, чем вливать инвестиции с более высокой долей риска
«В последнее время появилась надежда на создание Кыргызско-Китайского фонда развития с капитализацией в размере более 1 млрд долларов. Судя по общему фону, он будет действовать на условиях государственно-частного партнерства.
Есть основания полагать, что китайцы сделают Жээнбекову предложение, от которого он не сможет отказаться. Правда, им придется потратить определенную сумму на исправление испорченного имиджа», — считает Рахимов.
По мнению экономиста, кыргызстанское общество может быстро перемениться в своем мнение по «китайскому вопросу». Для этого достаточно сделать несколько удачных инвестиционных проектов.
«Подчеркиваю, инвестиционных. Ведь зачастую, когда кыргызстанские политики заявляли, что мы получили китайские инвестиции – это были не инвестиции вовсе, а кредиты», — подчеркивает эксперт.
Что касается кредитной зависимости Кыргызстана от Китая, по мнению Кубата Рахимова,
Кыргызстану необходим закон о внешнем долге,
в котором четко должно быть прописано, что обязательства в отношении одной страны не должны превышать 25% всего внешнего долга.
В то время, как четвертая и пятая часть всех привлекаемых государством средств должна заимствоваться у населения, бизнеса, фондов и банков КР.
«Повторюсь, вхождение китайского бизнеса в Кыргызстан должно происходить исключительно в инвестиционной плоскости. Это же касается и строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
Если китайская сторона считает, что проект будет окупаемым, пожалуйста, пусть заходит инвестор, создается консорциум на принципах государственно-частного партнерства.
В этом случае к проекту могут присоединиться и международные организации, в том числе и из стран ЕАЭС. Но
если окупаемости нет, ни один нормальный инвестор не будет вкладывать деньги в такой проект»,
— подчеркивает экономист.
Это условие, по словам Кубата Рахимова, в полной мере относится к российским, западным и любым другим инвестициям.
Лучше работать над инвестиционной привлекательностью Кыргызстана без наркотического инструмента
по закладыванию суверенитета страны под предлогом «кредитов под государственные гарантии», подытоживает эксперт.
Кыргызстанский экономист Нургуль Акимова также считает, что увеличения госдолга Кыргызстана по отношению Китаю ведет ко все большей зависимости республики.
«Когда речь идет об обслуживании госдолга, действительно, есть риск потенциальной зависимости. Ведь высокий уровень внешнего долга перед одной страной ставит заемщика в априорную лояльность. Другой вопрос, будет ли «закручивать гайки» сам кредитор», — поясняет экономист.
Впрочем, Акимова обращает внимание на то, что
практически все кредиты и гранты, выданные КР Китаем, были результатом переговоров на высшем уровне
Вероятно, прежде чем идти на подписание очередного соглашения, кыргызстанские власти продумали «пути отступления», надеется экономист.
Акимова обращает также внимание на то, что
в части торговли между КР и КНР ситуация развивается не в пользу Кыргызстана
«В стоимостном соотношении экспорта и импорта между КР и КНР доминирует импорт. В Кыргызстан импортируется товаров в 18 раз больше, чем отечественные товары сбываются в Поднебесную.
Что касается денежных переводов, то
в последние годы отток денег в 3 раза превышает приток
Разница между выплатой средств за экспортно-импортные операции и перевода денег объясняется наличием реэкспорта.
В структуре торговли между КНР и КР обращает внимание интересная торговая и экономическая политика, проводимая в двух странах.
Если пройтись постатейно, можно заметить, что отечественные экспортеры продают больше сырья в виде руды и продовольствия. Тогда как из Китая завозятся готовые продукты в виде оборудования, продукты неорганической химии, товары из пластмассы и резины. Не последнее место занимают в структуре импорта такие товары, как фрукты, вата, войлок и посуда», — отмечает Акимова.
В качестве предохранителя от попадания Кыргызстана в кредитную зависимость Акимова указывает на инструмент страхования сделок.
«На мой взгляд,
лучше формировать долговой портфель, применяя инструменты хэджа,
поскольку публичные финансы КР постоянно находятся в зоне риска. По сути, финансисты в любых непонятных ситуациях, или тогда, когда от них мало что зависит, стараются внести в условия договора аккредитивные обязательства. Мне кажется, в наших условиях опережающего роста обязательств данный инструмент как никогда кстати», — подытоживает эксперт.