Биржевой валютный рынок агрессивно отреагировал на заметное ослабление тенге к доллару, вызванное последними санкциями США против российских олигархов.
Напомним, что средневзвешенный курс доллара поднялся по итогам утренней сессии KASE с отметки в 318,82 тенге 2 апреля до 327,05 тенге на торгах 28 апреля.
Нетрудно подсчитать, что прибавка у держателей даже наличной американской валюты составила за апрель 2,6% (почти 31% годовых!), а в абсолютном выражении – 8,23 тенге на доллар.
Как говорится, игра стоила свеч, к тому же
Нацбанк показал, что не намерен возвращать обменный курс к уровню начала апреля вопреки росту мировых цен на нефть
В результате апрельский объем торгов долларом на спот-рынке KASE подпрыгнул по сравнению с мартом более чем в 1,8 раз — до $4, 367,3 млн. До месячного максимума 2018 года и второго по величине результата за время правления Данияра Акишева в Нацбанке.
Больше было только в декабре 2015 года — $4, 666,9 млн
Стоит напомнить, что после достижения этого пика в январе 2016 года курс казахстанской валюты обвалился почти до уровня 385 тенге за доллар. В итоге столь явного overshooting (завышения) регулятор добился своего, «охладив» на долгое время валютный рынок.
Но тогда и цены на нефть были ниже по сравнению с нынешними, поэтому
вряд ли стоит сейчас ожидать, что в ближайшее время Нацбанк рискнет повторить номер с overshooting, дабы сбить ажиотаж
Как бы то ни было, столь агрессивная реакция биржевого валютного рынка на апрельское ослабление тенге к доллару лишь
подтвердило готовность его участников к очередному девальвационному повороту регулятора,
о чем говорилось в материале «Нацбанку и казне не удается свести бюджетные концы с концами».
Нацбанку и казне не удается свести бюджетные концы с концами
Напомним, что в нем указывалось на резкий скачок оборотов на этом рынке, когда
всего за 3 дня — с 9 по 11 апреля — через KASE прошло более $1,5 млрд!
С другой стороны, в материале «Банки запасаются долларом в канун девальвации» отмечалось, что апрельское ослабление тенге оказалось сюрпризом для банков.
Банки запасаются долларом в канун девальвации
Согласно биржевой статистики,
в преддверии девальвации банки наращивают запасы долларов через операции валютного свопа с Нацбанком
В январе и феврале, когда были достигнуты максимальные обороты, начиная с июля 2017 (соответственно $12, 798,9 и $12, 494,8 млн), нечто подобное и в самом деле наблюдалось на бирже.
Но все же эти максимумы гораздо меньше пика 2017 в $36,529,3 млн, достигнутого в июне, когда завершалась операция по покупке Казкома Народным банком.
В марте объемы сделок по валютным свопам на KASE начали снижаться, а в апреле сократились по сравнению с мартом еще на 5,4% — до $8, 980,0 млн.
Заметим, что оценки в долларовом выражении рассчитаны нами самостоятельно,
поскольку на KASE месячные показатели по своп-рынку публикуются теперь только в тенговом эквиваленте. Но и при таком способе подсчета
наблюдается снижение на 4,1% — до 2, 919,3 млрд тенге
Данные же в долларовом и тенговом эквивалентах по валютному рынку биржевые аналитики приводят лишь за январь-апрель. При сравнении с аналогичным периодом 2017 (в среднегодовом выражении).
общий объем торгов на спот-рынке по всем торгуемым инвалютам увеличился на 41,3% — до $13, 998,3 млн,
а в казахстанской валюте – на 44,1%, до 4, 538,7 млрд тенге. На своп-рынке сложилось снижение за этот период на 46,7% — до $43, 768,7 млн, в тенговом эквиваленте – на 45,8%, до 14,163,1 млрд тенге.