Сначала берут кредиты, чтобы накупить всего и побольше. А потом — чтобы рассчитаться с долгами.
Сограждане продолжают набирать кредиты. Как сообщает портал Ranking, каждый трудоспособный казахстанец должен банкам уже более 2 месячных окладов. И это только по потребительским кредитам.
Объем потребительских кредитов физическим лицам вырос с 2017 по 2018 гг. на 18% — до 3 трлн тг. Это составляет 65% от розничных кредитов.
Потребительские кредиты выросли на 16,9% и составляют 331,2 тыс. тг на одного экономически активного жителя. А экономически активное население выросло всего на 0,9%. Сегодня почти 9 млн человек, из них 5,2 млн в городах, и 3,8 млн — в селах.
Больше всех должны алматинцы. На одного экономически активного гражданина приходится 1,2 млн тг потребительской задолженности. Это уже 6,2 месячных оклада, а в 2017 эта цифра была 5,8.
Следом идет Мангистауская область — 522,6 тыс. тг, это 1,9 месячных оклада.
На третьем месте Астана — 458,6 тыс. (2,1 месячных оклада).
Экономист Асет Наурызбаев говорит, что общий уровень закредитованности у нас еще невелик. Но это потому что мало «длинных» кредитов вроде ипотеки.
Зато доля именно потребительских кредитов высока. И
если учесть, что здесь очень высокие ставки — это плохая тенденция
— В этом бы не было ничего плохого, если бы кредиты были дешевые, максимум 10%. Но поскольку они дорогие, получается, что люди работают на банк. Сначала строят «пирамиды», потом не могут их поддерживать и просто перестают платить, — сказал Наурызбаев.
https://365info.kz/2017/10/rossiyane-tonut-v-kreditah-banki-raduyutsya-ekonomisty-preduprezhdayut/
В результате
серьезные проблемы могут возникнуть не только у сограждан, но и у самих банков
Доля от кредитования физлиц в общей прибыли у многих довольно солидная.
— Пресловутый банк Астаны как раз «двигался» на розничном рынке. Сейчас у него и так все непросто, а если начнутся неплатежи дебиторов, может закончиться полным крахом, — привел пример экономист.
Отток вкладов из «Банка Астаны» — результат паники
Наурызбаев назвал две причины, почему сограждане продолжают строить «долговые пирамиды» собственными руками. По его мнению, люди «залезают в долги» обычно во время кризиса, а не благоденствия.
Им просто не хватает денег, чтобы в числе прочего рассчитаться с предыдущими
Во вторых, кредиты населению буквально навязывают на каждом шагу.
— Методы воздействия на психику потенциального клиента изощрены и отточены. Его принуждают по ТВ, через соцсети, в самом магазине. Мол, возьми телевизор, будешь платить только несколько тысяч в месяц. И
у человека начинается настоящая потребительская лихорадка,
— сказал Наурызбаев.
Из этих двух тенденций больше экономиста тревожит первая. Поскольку именно она приводит к увеличению неплатежей и серьезным проблемам и для людей, и для банков.
Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum, настроен более оптимистично. Он уверен, что на рост кредитов влияет уверенность людей в завтрашнем дне.
Экономика растет, ожидаемая инфляция снижается, граждане могут позволить себе больше. Более того, финансовые власти не ограничивают этот тренд.
Казахский той: нужны ли свадьбы в кредит?
— В целом пока подъем экономики будет сохраняться, рост кредитования продолжится. Однако не исключен вариант, что в случае увеличения невозврата кредитных средств последует реакция от финансовых властей. Тогда будут предприниматься действия для снижения кредитования. В противном случае
с началом рецессии этот фактор может болезненно ударить по всей финансовой системе,
— предупредил он.