Два грандиозных проекта – города-спутники G4 City и автозавод в Усть-Каменогорске — так и остаются масштабными проектами, несмотря на затраченные бюджетные миллиарды.
Затраты на подготовку территории для этих инвестпроектов взяло на себя государство.
Из бюджета несколько лет подряд выделяются миллиарды, однако построить в «чистом поле» не так просто,
как начертить проект на бумаге. Новым строительным объектам, а тем более масштабным, нужна подготовленная инфраструктура: подведение электро-, газо- и водоснабжения, автодороги.
Некогда два широко разрекламированных проекта спустя годы превратились в полузабытые стройки
На выделенных земельных участках
за годы строительства внешне ничего не изменилось – как было чистое поле, так и осталось
Поменялись лишь сроки реализации и озвучены новые причины, почему не получается сдать объекты вовремя.
Проект G4 City был задуман в рамках развития государственно-частного партнерства. Вдоль трассы Алматы-Капшагай предполагалось строительство четырех городов:
На проект первого города Gate City из бюджета затрачено более 30 млрд тенге. Куда потрачены деньги — непонятно
На 8 тыс. га, расположенных на территории Илийского района Алматинской области общей протяженностью 65 км, тишина. Никаких строительных работ не ведется.
Годы напролет девелопер и собственник территории, компания Caspian Group, ждет инженерных коммуникаций. Как сообщили в министерстве по инвестициям и развитию (МИР РК), в связи с требованием инвестора о наличии на площадке необходимой инженерной инфраструктуры,
договор до сих пор не вступил в силу. Хотя получил поддержку на правительственном уровне Казахстана и Кореи
Впрочем, финансирование проекта продолжается. По данным МИР РК, деньги продолжают поступать в рамках программы «Развитие регионов до 2020 года».
«В связи со значительными изменениями в социально-экономическом развитии Алматинского региона
проведена работа по актуализации проекта с пересмотром основных проектных решений
Разработано новое ТЭО, согласно которому до 2030 года предусмотрено строительство первого города-спутника Gate City, строительство остальных городов запланировано после 2030 года».
То есть 1 из 4 городов-спутников, о строительстве которого первый раз объявили в 2007 году, теперь обещают построить только к 2030 году.
И это несмотря на то что в период с 2008 по 2015 годы было потрачено 31,4 млрд бюджетных тенге
Сколько выделено денег в 2018 году, в министерстве не разглашают. Но отмечают, что по плану будут строиться объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры первой очереди.
Дополнительно за счет средств местного бюджета начаты процедуры по разработке сметной документации на строительство стыковочных инженерных сетей. Между тем общий
объем инвестиций только по Gate City составляет 650 млрд тенге. 206 млрд из бюджета и 444 млрд — частные средства
Общая территория городов-спутников составляет 8007 га, площадь Gate City — 1387 га.
В разное время к работе над проектом подключались иностранные компании. В их числе австралийская компания Kann Finch Group. На ее счету уже было несколько крупных строек в ОАЭ, КНР, Австралии и странах Южно-Тихоокеанского региона. Компания приступила к работам в 2007 году.
В августе 2011 года в рамках визита в Казахстан президента Кореи Ли Мен Бака было подписано соглашение по строительству городов-спутников. Год спустя корейская компания Posco E&C заключила контракт в 640 млн долларов на строительство первого города-спутника Алматы с генеральным девелопером территории Caspian Group.
Для создания льготных условий на период строительства городов-спутников и привлечения инвестиций был разработан закон «О специальных экономических зонах». Но грандиозному проекту это не помогло.
В октябре 2016 года с целью ускорить строительство усилиями акимата Алматинской области была создана индустриальная зона «Береке». Но дело опять не сдвинулось с мертвой точки.
О том, что в Усть-Каменогорске строят автомобильный завод мощностью 120 тыс. машин в год, в Казахстане знают все. О том,
когда с конвейера нового завода сойдет первый казахстанский автомобиль, не знает никто
Планы по срокам строительства менялись несколько раз. Соглашение между правительством Казахстана и заводом «Азия Авто» о строительстве завода полного цикла было подписано 8 лет назад — в июне 2010 года.
Инвестиции в создание производства оценивались в 500 млн долларов
Запуск первой очереди производства в 90 тыс. автомобилей ежегодно планировался в 2015 году, а второй очереди (плюс 30 тыс.) — в 2017. Но воз и ныне там.
Официально о дате завершения строительных работ объявляли 4 раза – в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. Теперь говорят о 2019
Как объяснил вице-министр по инвестициям Роман Скляр, виной всему затянувшийся финансовый кризис.
«Сроки строительных работ в рамках проекта АО «Азия Авто Казахстан» пересматривались в связи с непрогнозируемым сокращением казахстанского рынка в период 2014-2016 годов, — сообщил Скляр. — В результате
продажи новых автомобилей в стране упали в 3,6 раза, производство сократилось пятикратно
Резкое падение платежеспособного спроса сказалось на всех потребительских рынках. В первую очередь это ударило по товарам длительного пользования.
Старт строительства мощностей АО «Азия Авто Казахстан» пришелся на начало затяжного рыночного спада
Отечественные банки были ограничены в возможностях финансирования крупных промышленных проектов в силу влияния негативных внешнеэкономических факторов и девальвации».
Между тем в 2015 году для подведения сетей электро-, тепло-, водоснабжения, канализации и строительства подъездной дороги из республиканского бюджета было выделено 4,1 млрд тенге. Все коммуникации создаются с нуля в рамках господдержки отечественного автомобилестроения по программе «Дорожная карта бизнеса-2020».
По словам главы «КазАвтоПром» Олега Алферова, основным барьером в реализации проекта, кроме падения рынка, является задержка со строительством инфраструктуры.
«Строительство мощностей полного цикла на усть-каменогорской площадке «Азиа Авто» ведется с 2013 года, — сказал Алферов. — Речь идет о наиболее крупном машиностроительном предприятии в истории суверенного Казахстана. Но эти мощности строятся в чистом поле.
Только для подготовки участка была необходима трудоемкая работа по оформлению земельных наделов. Затем транспортировки миллионов кубометров грунта. И это только для подготовки под так называемый нулевой цикл».
Впрочем, как отметил Роман Скляр, в 2017 году автомобильный рынок Казахстана совершил разворот к росту. Этому способствовала стабилизация макроэкономической ситуации на фоне умеренной динамики нефтяных цен. Рост ВВП ускорился до 4%.
«Как результат, с января 2017 года отрасль перешла в фазу своего восстановления. Автопроизводители начали наращивать объемы выпуска. С марта наметился общерыночный рост продаж.
На фоне показателей годичной давности объемы выпуска отечественных автозаводов выросли в 2,5 раза и превзошли уровень 2015 года на 29%. По итогам 2017 года
с казахстанских конвейеров сошли 19,5 тыс. автотранспортных средств на сумму 150 млрд тенге
Вклад отечественного автопрома в структуру ВВП республики по итогам года вырос на 39%», — подчеркнул вице-министр.
Теперь запуск первой очереди мощностей АО «Азия Авто Казахстан» планируется в 2019 году
Но точные сроки, по словам вице-министра, будут зависеть от решения вопроса финансирования. По мнению Скляра, работы по сетям электро-, водо-, теплоснабжения, хозбытовой канализации и автодорогам на территории будущего завода уже выполнены на 70-95%.