В своем нынешнем состоянии Шанхайская организация сотрудничества подвержена слишком большим рискам. Чтобы их преодолеть, нужно немало потрудиться.
Окончание. Читайте также первую часть.
В расширении ШОС эксперты видят как плюсы, так и минусы для всех его членов. А значит — и Казахстана тоже.
Константин Сыроежкин считает, что в условиях полицентричного мира расширение ШОС теоретически полезно.
— Поскольку создает условия для повышения ее совокупного потенциала, а следовательно – значимости в мировой политике, — сказал политолог.
Одновременно он напомнил, что увеличение числа членов не всегда равнозначно эффективности — и это показывает мировая практика. По его мнению, то же самое наблюдается и в ШОС. После вступления в организацию Индии и Пакистана
проблем добавилось, но новых стимулов и проектов пока, к сожалению, нет
Сыроежкин считает, что в «значительной степени это результат непродуманности решения о приеме Индии и Пакистана в качестве постоянных членов».
Включение Индии и Пакистана сделает ШОС «неуклюжим гигантом» — эксперты
Если раньше в ШОС было два «центра силы», сказал политолог, то сейчас к ним прибавилось еще два. Именно поэтому на форуме ШОС в Астане
китайская делегация предложила дифференцировать членов организации
«в зависимости от их экономического«веса».
— Если раньше наблюдалась конфигурация, в которой Россия и Китай главенствовали, а страны Центральной Азии вместе могли отстаивать свои позиции, то теперь Китай и Индия формируют первый эшелон организации (по крайней мере, в экономическом аспекте), Россия и Пакистан – второй, а затем остальные страны, — сказал он.
Уже прозвучало мнение, что вполне приемлем некий контроль (или опека) старых членов организации над новыми, а также крупных над меньшими, хотя
сама идея противоречит уставным документам и духу организации
Прежде всего это свидетельствует о появлении серьезных осложнений в отношениях, сказал политолог.
Сыроежкин считает, что пора уже четко определиться,
насколько серьезно ШОС может расшириться. При этом не утратив основного фокуса на проблемах Центральной Азии
— С другой стороны – не привнося приемом новых членов, имеющих между собой конфликты, дополнительный критический потенциал в деятельность организации, — подчеркнул политолог.
Далее эксперт задал еще два вопроса:
— Пока
присутствие в ШОС Индии и Пакистана в качестве постоянных членов ответов на эти вопросы не дает
И скорее всего, именно этим обусловлено прозвучавшее на Форуме в Астане предложение вынести за рамки организации двусторонние отношения между государствами-членами ШОС, а также их отношения с другими государствами, — сказал он.
Ядерная мощь ШОС должна пугать рассыпающийся НАТО
По мнению Сыроежкина, это предложение значит одно: на надеждах урегулировать конфликт между Индией и Пакистаном с использованием формата ШОС можно поставить жирный крест. Равно как и на надеждах, что организация как-то будет реагировать на ущемление суверенных прав ее членов. И самое главное – на проблемы на территории самих государств.
Политолог упомянул еще один момент, нуждающийся, по его мнению, в срочном решении. Он считает, что уже пора вводить еще один рабочий язык — английский. После чего подготовить и согласовать перевод всей имеющейся договорной базы.
— Потому что все переводят, как хотят, — сказал он.
Но особо Сыроежкин подчеркнул, что в отношении будущего ШОС питает большей частью оптимизм. И надежду, что все-таки «придет понимание того, что сидеть на двух стульях не очень удобно, а главное опасно».
Шелковый путь или дорога в ад? Каким видит США будущее Казахстана
Для «счастливого будущего» организации в первую очередь нужно усиливать экономическую составляющую, сказал он. Вопросы безопасности скрыты от населения, а потому
имидж ШОС в общественном мнении близок к нулю
Повысить его могут конкретные экономические проекты, успешно и с пользой завершенные.
— Во-вторых, необходимо усилить прогностическую и аналитическую составляющую в деятельности ШОС, именно в этом ощущается острейший дефицит. Это в свою очередь повысило бы качество принимаемых решений, — считает политолог.
При этом в работе ШОС должно быть как можно больше конкретики.
— Нужна простая работа по строительству дорог и мостов, улучшению пограничных переходов,
оптимизации визовой политики, оптимизации регистрационной политики, надо улучшить взаимодействие пограничных, таможенных и правоохранительных органов, — сказал Сыроежкин.
Следующий пункт: у членов организации нет общего видения угроз и вызовов региональной безопасности. А без этого успешно функционировать невозможно.
— И уже сейчас необходимо думать над вопросом, как сохранить «шанхайский дух» в новых условиях роста нестабильности и противостояния между великими державами, а также новой конфигурации сил в расширенной ШОС, — резюмировал политолог.
Политолог Адиль Каукенов разделяет опасения коллеги относительно рисков для ШОС. Но не в части расширения.
По его мнению,
прием новых членов «вдохнул новую жизнь» в организацию
— Появилась возможность улучшения отношений и вырабатывания новых механизмов сотрудничества у таких гигантов, как Китай и Индия, — сказал он.
Более того, прием Пакистана и Индии в какой-то мере
снизил застарелый конфликтный потенциал в отношениях. А ведь обе страны — ядерные державы
В экономическом плане расширение организации дало возможность странам Центральной Азии выйти на новые рынки, подчеркнул Каукенов. В целом градус многих проблем снизился, и все благодаря расширению организации.
Особое внимание политолог уделил тезису о культурно-гуманитарном сотрудничестве. На его взгляд, оно приобретает «даже более интересные масштабы, чем экономические». Кроме того, многие экономические инициативы не могут эффективно двигаться, пока у сторон нет «серьезного уровня доверия».
— Прежде чем вести серьезные проекты, нужно понимание друг друга, менталитета, культурных особенностей,
— сказал он.
В качестве примера он привел конкурс «Евровидение», который «вызывает чувство сопричастности у миллионов людей, они чувствуют себя европейцами».
Определены финалисты «Евровидения»
— Буквально вчера по историческим меркам европейцы были разделены, а сегодня мы видим, что именно культурно-гуманитарное сотрудничество позволило им найти себе задел на будущее, — сказал он.
Что касается рисков расширения, самым главным Каукенов считает «тотальный уход от конкретики и превращение просто в площадку переговоров, в очередное собрание».