Возможный запрет на импорт бензина в Казахстан совсем не обязательно приведет к его дефициту, зато поможет ограничить влияние российских цен на стоимость топлива. Хотя без повышения стоимости вряд ли обойдется.
О том, что Казахстан может временно отказаться от российского бензина, стало известно в минувший вторник. На портале Egov.kz опубликован проект приказа министра энергетики Каната Бозумбаева.
«Ввести запрет сроком на 3 месяца на ввоз в Казахстан из РФ железнодорожным транспортом бензина»,
— говорится в тексте приказа.
Будет введен запрет или нет, станет известно после 6 июня (к этой дате закончится публичное обсуждение),
а действовать он начнет по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования.
Таким образом, ограничения на ввоз бензина (о дизтопливе в приказе ничего не говорится) начнут действовать не раньше второй половины июня и продлятся минимум до середины сентября.
А это значит, что в летний пик спроса Казахстан намерен самостоятельно снабжать внутренний рынок топливом
В проекте приказа ничего не говорится о причинах запрета, но можно предположить, что это связано ситуацией на топливном рынке cоседней страны.
В России только в апреле цены производителей на бензин выросли на 13% (данные Росстата),
при этом розничные цены за 4 месяца поднялись всего на 1,5%, но в последние недели начался и их бурный рост.
Причин несколько. Розничным продавцам негласно не давали повышать стоимость бензина в преддверии президентских выборов, а затем и до инаугурации Владимира Путина.
Все это время оптовые цены росли, а заправки часто работали себе в убыток
После того как ограничения были сняты, цены в рознице поползли вверх.
Кроме того, повлияли и другие факторы:
рост цен на нефть и ослабление рубля сделали экспорт бензина за пределы России гораздо более выгодным,
чем реализация на внутреннем рынке. Для того чтобы вернуть ситуацию под контроль и не допустить дальнейшего резкого роста цен на топливо в рознице, правительство России
впервые с 2015 года решило снизить акцизы на бензин и дизтопливо (на 3 и 2 тыс. рублей за тонну соответственно)
«При текущем уровне цен в опте бензин и дизтопливо на заправках должны дорожать примерно на 7 руб. за литр, чтобы АЗС не разорились. За счет снижения акцизов можно сократить этот потенциальный рост до 2,5–3 руб. по бензину и 4–4,5 руб. по дизтопливу», — цитирует «Коммерсантъ» неназванного источника в крупной нефтяной компании.
Решение вступит в силу 1 июля и продлится до конца года. То есть примерно в то же время, как и запрет на импорт российского бензина в Казахстан.
В результате в середине лета может сложиться следующая ситуация: российские производители, ограниченные в экспорте, работают на свой внутренний рынок, а казахстанские, временно лишенные конкуренции, полностью снабжают свой.
Разделение территорий хоть и не способствует развитию торговых отношений, но при необходимости может
помочь казахстанскому правительству регулировать цены на бензин: со своими производителями проще договориться,
чем с иностранными.
В марте-апреле 2018 года казахстанские предприятия значительно улучшили показатели по выпуску бензина. В марте было произведено 297,1 тыс. тонн продукции (годом ранее – 246,1 тыс. тонн), во второй – 290,8 тыс. тонн (в апреле 2017 – 206 тыс.).
В итоге за первые 4 месяца в Казахстане было выпущено бензина на 10,4% больше, чем за аналогичный период 2017
Рост внутреннего производства привел к снижению импорта: по итогам 1 квартала объем ввоза топлива из-за рубежа снизился 326 тыс. — до 286,6 тыс. тонн. В результате доля импортного (российского) бензина на заправках снизилась с 30,1% в январе-марте 2017 года до 24,4%. Тенденция налицо, однако
показатель импорта все равно велик – российские производители снабжают четверть казахстанского рынка
Не приведет ли отказ от поставок к дефициту и росту цен? В минэнергетики уверены, что нет. В середине мая глава ведомства
сообщил, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабильна, ни о каком дефиците топлива речи быть не может
«Количество ГСМ достаточно для покрытия потребностей внутреннего рынка в месячном объеме: по бензину — 338 тыс. тонн, дизтопливу — 280 тыс. тонн », — отметил 15 мая глава ведомства.
Неделю спустя Канат Бозумбаев заявил, что зависимость Казахстана от импортного топлива не так велика, как раньше.
«С завершением модернизации Павлодарского и Атырауского НПЗ снизилась доля импортозависимости рынка моторного топлива.
Сегодня обеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами составила по бензину 90%, по дизтопливу 90%,
по авиакеросину — более 58%. В этом году завершится модернизация Шымкентского НПЗ, общий объем переработки нефти в 2018 году увеличится более чем на 1 млн тонн по сравнению с 2017 и составит 16 млн тонн», — сообщил он в ходе правительственного часа.
Если в том, что дефицита не будет, в ведомстве уверены, то на счет стабильных цен — вопрос большой. В ходе того же выступления на Правительственном часе
министр акцентировал внимание на том, что цена на топливо в республике сейчас крайне низкая
«Дешевле, чем у нас, бензин только в 11 странах (Венесуэла, Иран, Кувейт, Туркменистан) и дизтопливо в 13 странах (Венесуэла, Иран, Саудавская Аравия, Азербайджан, Туркменистан).
Дороже бензин, чем у нас, в таких странах, как Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, США, Россия, Азербайджан», — заявил глава минэнерго, ссылаясь на рейтинг международного агентства Global Petroleum Prices.
Министр отметил, что необходимо
выдерживать паритет цен со странами ЕАЭС. А это намек на то, что стоимость бензина может приблизиться к российской