Практически за всеми банками Казахстана стоят громкие имена и ранги государственных деятелей. Череда скандалов вокруг финсектора повлечет серьезные сдвиги не только в финансовой и экономической, но и в политической сфере, уверен политолог Данияр Ашимбаев.
В мае копилка скандальных новостей о банковском секторе пополнилась задержанием в Москве экс-советника председателя правления банка RBK Жомарта Ертаева, пишет Информационно-аналитический центр МГУ.
— Начиная с ноября 2017 года 4 банка подверглись суровой критике со стороны главы государства. По сути, президент напрямую обвинил акционеров этих финорганизаций в злоупотреблениях. В своих интервью вы уже отмечали, что состав акционеров практически идентичен и состоит из ряда громких имен, в том числе чиновников высшего ранга. Складывается впечатление, что шумиха вокруг этих финструктур связана с попыткой ослабить те лица, которые за ними стоят, дискредитировать, вывести их из «игры».
— Происходящее сегодня не удивляет:
новейшая история Казахстана во многом завязана на скандалах в банковском секторе
Вспомним хотя бы самый первый коммерческий банк в СССР, который возник именно в Казахстане. Это был Джамбульский кооперативный банк, глава которого, Лев Нахманович, потом проходил по делам, связанным передачей в управление предприятий при Акежане Кажегельдине. Немного позже тот же Нахманович был замешан в скандале вокруг Рахата Алиева.
Таким образом
история развития казахстанской банковской отрасли сопровождалась чередой скандалов,
что я связал бы с их специфической ролью в экономической и политической жизни страны.
Банки – это инструмент концентрации денежных средств и финансовых потоков.
Спрос на них в Казахстане гораздо выше, чем, скажем, на производственные и инфраструктурные активы
В то же время и конкуренция за контролем над банковским сектором на порядок выше. Я имею в виду борьбу за то, где будут размещаться счета зарубежных компаний, работающих в Казахстане, и депозиты квазигосударственного сектора. За то, какие банки будут обслуживать кредитные линии, выделяемые на крупные государственные проекты.
С этой конкурентной борьбой связаны скандалы с Крамдс банком, Альянс Банком, Банком Туран Алем. В свое время нашумели истории о приватизации специализированных госбанков, слияниях и падениях, громких переходах топ-менеджеров финансового сектора из одних структур в другие.
К примеру, задержанный в Москве Ертаев успел поруководить в Казахстане несколькими банками, в том числе Альянс Банком, БТА Банком и Евразийским банком.
Можно сказать, что
борьба за финансовые потоки является одной из главных движущих сил новейшей политической истории Казахстана
Соответственно, сегодня, когда денег в экономике стало меньше, конкуренция за иссякающие финансовые ручейки только возрастает.
Протекающие сегодня процессы двояки. С одной стороны, нефтедоллары уже не поступают в экономику страны в прежнем объеме. С другой — и конкурентное поле стало более упрощенным. Если раньше речь шла о полутора десятках олигархах, сегодня их меньше полдюжины. Все казахстанские банки сегодня, по сути, замыкаются на топовые фигуры из госаппарата или их родственников.
Банков, принадлежащих мелким, никому не известным акционерам, в Казахстане практически не осталось
Большая часть хронических проблем отечественной финансовой системы связана с тем, что все эти банки является структурами, не приспособленными к конкурентным условиям. Их роль сводится к обслуживанию финансовых потоков от нефтедобывающего и квазигосударственного секторов.
И когда потоки начали иссякать, выяснилось, что компенсировать эти потери нечем. Внешние займы нашим банкам не предоставляются, при том, что выросшие после девальвации долги иностранным инвестором надо отдавать.
Одновременно с этим
спрос на банковские кредиты ввиду высоких процентов со стороны отечественного бизнеса крайне низок
Крупных государственных проектов в ближайшее время не намечается. На фоне всех этих процессов объем ликвидности в финансовом секторе и его доходность начали резко снижаться.
Таким образом, на состоянии финансового сектора сказалась и негативная текущая конъюнктура, и ошибки менеджмента, и неумеренные аппетиты акционеров, которые требовали от банков инвестировать в свои проекты.
Развитие сектора политизировано в силу наличия известных госдеятелей и их родственников в числе акционеров банков
Еще больше усугубляет политическую составляющую, что финансовый сектор нуждается во вливаниях со стороны государства. Речь идет как о прямой поддержке Нацбанка, так и о размещении в банках депозитов квазигосударственного сектора и счетов госорганизаций.
То есть тех операциях, которые позволяют обеспечивать финансовым структурам сверхприбыль
Все это обостряет конкуренцию за оставшиеся финансовые потоки — начинается, по сути, выпихивание локтями с рынка тех, кто не устраивает других участников, тех, кто недостаточно влиятелен.
Этим и объясняются скандалы, вбросы, громкие задержания, уголовные дела. Отмечу, что президент уже не в первый раз обращается к деятелям банковского сектора. Просто прежде он не озвучивал конкретных названий, поэтому эти месседжи считывались только посвященными.
Таким образом, сегодня банки — самый уязвимый актив, который имеется в распоряжении большинства крупных политических фигур. И проблемы их заключаются в разнонаправленных интересах большого количества акционеров, что обусловило крайне сложную систему принятия решений. Плюс к этому – системный кризис отечественного банковского сектора.
А кризис, повторюсь, связан с тем, что банки ориентированы не на работу в конкурентной среде и получение основных доходов от кредитования экономики, а на то, чтобы сидеть на игле сверхприбылей, которые приносит стране экспорт сырья.
Вспомнить хотя бы крах рынка ипотечного кредитования 2008-2009 годов, который имел те же истоки. По сути,
кризис, который настиг Казахстан в конце нулевых, так и не разрешен – финансовый сектор накачали средствами из Нацфонда,
а проблемы отрасли никуда не делись. А в силу того, что банки второго уровня тесно связаны с политическим истеблишментом, к межличностной и межгрупповой конкуренции на высшем уровне власти прибавляется борьба за финансовые ресурсы в виде контроля над банками.
Среди очевидных минусов правительства сейчас можно назвать следующие:
К числу минусов работы можно отнести также бензиновый кризис, отмену ночных тарифов на электроэнергию и так далее. Все это в совокупности создает условия для замены Кабинета министров. И скорее всего, в связи с тем, что в ближайшее время в парламенте будет рассматриваться отчет Счетного комитета по исполнению бюджета за 2017 год, это может стать поводом для принятия крупных кадровых решений.