Так называемые национал-либералы, противники победного движения, наблюдая за шествием многочисленных колонн «Бессмертного полка», осознали собственное бессилие и признали свое сокрушительное поражение.
Акция «Бессмертный полк» собирает все большее число сторонников в Казахстане. В нынешнем году в Алматы количество участников шествия составило свыше 100 тыс. человек, в Астане – 25 тыс. Акцию поддержали практически все крупные города республики, по главным улицам и площадям прошли многотысячные колонны.
Любопытно наблюдать в соцсетях за реакцией на происходящее среди так называемых национал-либералов и в пабликах, которые известны своей ревизионистской политикой в отношении истории Великой Отечественной войны.
В течение дня по мере поступления свежих фоторепортажей из разных городов Казахстана, свидетельствующих о беспрецедентных масштабах поддержки акции казахстанцами, в их постах
сменялись раздражение, гнев и наконец осознание бессилия с признанием идеологического поражения
В пылу отчаянья противники движения «Бессмертный полк» объявили, что миллионы казахстанцев стали жертвами «российской пропагандистской машины», задурманившей им мозги. Они же израсходовали на участников акции все имеющиеся в их арсенале уничижительные эпитеты: «победобесцы», «ватники», «манкурты», «совки» — всю отобранную и годами апробированную в сетевых баталиях лексику «языка вражды» и «риторики ненависти», пишет Содружество.
Еще одно любопытное умозаключение, к которому пришла эта публика. Широкая народная поддержка акции «Бессмертный полк» якоб свидетельствует о провале программы «Рухани Жанғыру» по национальному культурному и духовному возрождению. Хотя это противопоставление явно надуманное. Ведь память о подвиге казахстанцев в Великой Отечественной войне – это и есть часть национальной культурной традиции и исторической памяти.
Если, конечно, национал-либералы не придерживаются подходов столь ненавистных им якобы большевиков и не делят историю и культурную традицию на одобряемую и правильную, и на ту, что нужно поскорее изъять из народной памяти и забыть.
Наконец противники акции попытались обнародовать факты административного принуждения к участию в акции – правда, получилось это не слишком убедительно. В конце концов
закончилось все это вполне предсказуемо – окриками и требованиями «Запретить!», «Не пущать!»
Тут, конечно, возникает явный диссонанс: противники акции «Бессмертный полк» обычно позиционируют себя как сторонники европейских либеральных ценностей. По их словам, их неприятие советского периода истории и его символических дат, главной из которых является, конечно, Великая Победа, связано с тем, что они стремятся поскорее
порвать с этим темным прошлым, с несовместимыми с их модернизационными прозападными устремлениями
«архаичными» советскими ценностями и сознанием.
В то же время их публичная риторика даже близко не соответствует провозглашаемым ими либеральным ценностям. Где же их терпимость к инакомыслию и плюрализму мнений? Где готовность к общественному консенсусу и диалогу?
Скорее, терпимость – с примесью брезгливого сочувствия – демонстрировали их оппоненты. Однако, похоже, общественно-политические взгляды и убеждения этой публики настолько незрелы, что они не замечают столь очевидного несоответствия.
Понять досаду национал-патриотов можно, поскольку ни одна из инициированных ими акций не имела и вряд ли будет иметь общественную поддержку, аналогичную той, которую имеет «Бессмертный полк».
В настоящий момент предел их влияния – это 200-300 лайков в Фейсбуке и «сетевой хайп»
И дело здесь не во всесилии «российской пропагандистской машины», конечно. Очевидно, что национал-патриотическая повестка в том виде, в котором сегодня сформулирована – бескомпромиссно жесткое решение языкового вопроса, ревизия исторического прошлого, разного рода культивируемые фобии (синофобия, русофобия) и т. д. – не привлекательна для казахстанцев.
Главным образом, потому что
несет в себе преимущественно негативный заряд и направлена на разобщение, вражду и общественный конфликт
Тогда как акция «Бессмертный полк», напротив, глубоко позитивна, нацелена на объединение людей разных национальностей и поколений, апеллирует к их лучшим чувствам – почтению к подвигу предков, уважению к истории.
По сути, широко поддерживая акцию,
казахстанцы в очередной раз сказали свое «фи» идеям, направленным на разобщение казахстанского общества