Активы Нацфонда Казахстана заметно сократились, хотя мировая цена на нефть эталонной марки Brent выросла за год почти в 1,5 раза. В чем причины негативной динамики?
Напомним, в апреле 2017 года средняя цена за баррель Brent сложилась на уровне в $51,71, тогда как в этом году — $74,62.
Нетрудно подсчитать, что прирост составил 44,3%
При этом средства в Нацфонде, управляет которыми в основном Нацбанк, уменьшились в годовом выражении. И по сравнению с началом мая 2017 весьма значительно — на 4,5% (или 1,65 млрд — до 22, 679,8 млрд тенге).
Для сравнения: на реализацию программы «Пяти социальных инициатив» планируется израсходовать 2,6 трлн тенге, которые правительство вряд ли получит из Нацфонда при такой негативной динамике его активов.
Вопреки ожиданиям роста поступлений в Национальный фонд после значительного подъема мировых цен на нефть, на самом деле за год они сократились на 11,1% — до 710,3 млрд тенге, в абсолютном выражении – на 88,4 млрд тенге.
Основным источником этого негатива стало падение поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора
(за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты) на 9,4% (или 71,7 млрд — до 695,5 млрд тенге).
Как выясняется из сведений минфина, произошло это явление главным образом вследствие резкого сокращения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – почти в 8 раз — до 53,4 млрд тенге!
Снизились также поступления по налогу на сверхприбыль – на 6,7%, до 58,6 млрд тенге
Увеличились поступления по следующим показателям, тг:
Солидная прибавка сложилась и по дополнительному платежу недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции. А также от организаций нефтяного сектора: если в 2017 году на 1 мая в этой графе значился ноль, то ныне — 29,4 млрд тенге.
Тем не менее, всего этого оказалось недостаточно для того, чтобы перекрыть потери от сокращения поступлений по НДПИ
Кроме того, за год увеличились и расходы из Национального фонда – на 3,9%, до 955,0 млрд тенге. При этом объем гарантированных трансфертов в республиканский бюджет вырос на 12,1% — до 952,6 млрд тенге. А
расходы, связанные с управлением Нацфонда и проведением ежегодного аудита увеличились в 1,6 раза — до 2,4 млрд тенге
Ситуация могла быть еще печальнее, если бы не запрет на выделение целевых трансфертов из фонда. В 2017 году на 1 мая по этой статье расходов ушло 68,0 млрд тенге, тогда как в этом году значится ноль.
Добавим также, что и по сравнению с данными минфина на начало 2018 года средства Нацфонда за его первую треть снизились на 1,1%, а в абсолютном выражении – на 244,7 млрд тенге.
При этом в минфине сообщают, что в отчетности фонда учтен инвестиционный доход за 2017 год согласно утвержденному отчету Нацбанка по доверительному управлению нефтяной «кубышкой» страны.
Однако сумма этого дохода почему-то не указывается