В 2017 году в Казахстане списочная численность работников увеличилась на 50,1 тыс. человек, достигнув показателя в 3, 719,4 тыс. человек. Рост должен говорить о том, что экономика республики начала восстанавливаться. Однако он свидетельствует о высокой роли государства: прирост связан с «бюджетными» профессиями, тогда как в реальных секторах экономики число сотрудников уменьшилось.
По итогам 2016 года число наемных работников в Казахстане снизилось почти на 200 тыс. человек – сказались последствия девальвации в виде неблагоприятной экономической ситуации в республике.
Наибольший отток произошел в реальном секторе:
заметно снизилась численность занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сферах строительства и торговли
В 2017 году ситуация в целом начала улучшаться, что привело к созданию новых рабочих мест. За год списочная численность увеличилась на 50,1 тыс. человек, достигнув уровня 2013 года.
Но судя по всему, кризис еще не пройден
Об этом говорит тот факт, что сокращения персонала в реальном секторе экономики продолжаются. По итогам 2017 года число работников, занятых в промышленности, сократилось на 1,7%, или 11,4 тыс. человек, снизившись до 643,1 тыс. человек.
Негативная динамика продолжается уже 4-й год, на протяжении чего число занятых в отрасли снизилось на 11,9%
Первой начала восстанавливаться горнодобывающая отрасль – число работников тут в 2017 году выросло на 2%, достигнув 199,4 тыс. (это, впрочем, на 18,8 тыс. меньше показателей 2013 года).
В остальных направлениях продолжается снижение: число работников обрабатывающей промышленности снизилось в прошлом году на 2,2% (снижение происходит как минимум 5 лет подряд). В электроснабжении, подаче газа, пара и кондиционировании – на 3,2%; в водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов – на 8%.
Аналогично и в сельском хозяйстве. Пока агрокомплекс называется одним из ключевых драйверов казахстанской экономики, число занятых в нем неуклонно снижается.
С 2012 года число работающих в этом секторе снизилось на треть, в том числе в 2017 году – на 3,2%
Стоит отметить, что снижение занятости в промышленности происходит на фоне реализации крупных международных проектов (вроде Кашагана), привлечения иностранных инвестиций в индустриальные проекты, мировом росте цен практически на все виды сырья и увеличение производства многих видов товаров.
Одной лишь автоматизацией процессов, делающих ненужным часть персонала, это не объяснить
Одной из причин может быть уход бизнеса в тень. На это намекают, например, показатели занятости в строительстве. Число работников в 2017 году составило, по данным Комитета по статистике, 183,1 тыс. человек, уменьшившись на 11,7 тыс.
С 2012 года количество работников снизилось на 31,2 тыс. человек, или 14,6%. На фоне масштабных строек (достаточно вспомнить масштабные строительные работы при подготовке к ЭКСПО и Универсиаде, строительство домов по госпрограмме и т. д.) и ежегодном увеличении площади вводимой в эксплуатацию объектов в это верится с трудом.
А вот в то, что бОльшая часть рабочих остается не учтенной официальной статистикой – уже легче.
Аналогично и с торговлей. По официальным данным, списочная численность работников сферы розничной торговли в 2017 году составила всего 88,9 тыс. человек, увеличившись на 2,6 тыс. по итогам 12 месяцев.
Для сравнения: в складском хозяйстве работает 89 тыс. человек, но тут количество персонала уменьшилось за 5 лет на 17,8%. При этом практически
у каждого казахстанца есть знакомый продавец, а вот кладовщик встречается намного реже
Поправить статистику позволяют профессиональные области, которые традиционно ассоциируются с бюджетной сферой – образование, здравоохранение, госуправление, оборона и обязательное социальное обеспечение.
Число занятых тут растет год за годом, достигнув в 2017 году отметки в 1 млн 830,1 тыс. человек. В прошедшем году их число увеличилось на 47,9 тыс., что позволило с запасом перекрыть «недостачу» по промышленности, сельскому хозяйству и строительству.
На сегодняшний день 49,2% наемных работников Казахстана работает в одной из трех «бюджетных» сфер
За 5 лет их доля выросла на 5,3%. Пока чиновники на всех уровнях говорят о развитии малого и среднего бизнеса,
все большую роль в обеспечении занятости играют государственные структуры
Например, количество работников по категории «Государственное управление общего характера, социально-экономическое управление» за 5 лет увеличилось на 6,2% — до 196 тыс. человек (вдвое больше, чем продавцов). По категории «Предоставление государством услуг обществу в целом» — на 21%, до 211,9 тыс. человек (почти вдвое больше, чем работников «сухопутного транспорта транспортирования по трубопроводам» — водителей, например).
Этим цифрам доверия больше, так как неучтенных людей на госслужбе все-таки встретишь нечасто
Впрочем, игнорировать роль бизнеса также не стоит. За 5 лет количество персонала в дошкольных заведениях выросло на 69%, или 72,1 тыс. человек. Это прямое следствие не только строительства государственных, но и развития сетей частных детских садов.
С другой стороны, среднее образование, роль государства в котором намного выше, также является крупным поставщиков новых рабочих мест – списочная численность с 2012 года увеличилась на 41,1 тыс. человек (до 636,3 тыс.).
Что касается различных образовательных курсов, то число работников тут также стремительно увеличивается (в 3 раза за 5 лет), но их общее количество остается небольшим – 4,5 тыс. человек.