Рост ВВП в 2018 и 2019 годах окажется менее значительным, чем в 2017 году. Одна из причин – недостаточное развитие частного предпринимательства. Такой прогноз дает Азиатский банк развития (АБР) в новом «Обзоре развития Азии-2018».
В 2017 году рост ВВП Казахстана составил 4%. По мнению АБР, в ближайшие 2 года повторить этот результат не удастся. По прогнозам, в 2018 году темпы роста замедлятся до 3,2%, после чего последует рост до 3,5% в 2019 году.
Главная причина замедления не в том, что какие-то направления или отрасли резко сдадут, а в том, что 4% в 2017 оказались неожиданно высоким показателем. Еще раз прыгнуть выше головы будет нелегко. Хотя в целом по отраслям прогнозы у АБР положительные.
«По прогнозам, в 2018 году промышленность будет расти на 5,0%, в 2019 — на 4,5%, чему будет способствовать добыча нефти и полезных ископаемых. Некоторая поддержка будет идти от политики индустриализации правительства и мер по стимулированию производства. Они необходимы для того, чтобы сделать подсектор более конкурентоспособным и добиться более широкой диверсификации.
Строительство будет поддержано госпрограммами и, вероятно, увеличится на 3,6% в 2018 году и на 4,2% в 2019», — говорится в отчете.
По прогнозам, ежегодный рост производства в сельском хозяйстве составит 3,0% за счет повышения эффективности производства, диверсификации производства сельскохозяйственных культур. А также за счет увеличения поголовья скота и поддержке экспорта обрабатываемых сельскохозяйственных товаров.
Рост объема предоставленных услуг прогнозируется на уровне 2,5% в 2018 году и 3,0% в 2019 за счет более активной деятельности в области транспорта, логистики, торговли и недвижимости.
«Согласно прогнозам, инфляция в 2018 году составит 6,8%, а в 2019 — 6,2%, при условии стабильного обменного курса
Ожидается, что индекс цен на продовольствие снизится до 7,5% в 2018 году и 6,5% в 2019-м благодаря правительственным действиям по контролю цен на важнейшие пищевые продукты, а также стабфондам и мерам по поддержке отечественного производства продуктов питания», — считают в АБР.
При этом правительству будет необходимо учесть ошибки прошлого: усилия по предотвращению нехватки топлива, ограничению монополистического ценообразования и поддержке конкуренции могут замедлить рост цен на другие товары до 8,0% в 2018 году и 7,0% в 2019 году
и ограничить инфляцию в сфере услуг до 5,0% в год
«Исследование Standard & Poor’s предсказало, что новый налоговый кодекс расширит налоговую базу и увеличит доходы примерно на 3,0% от ВВП. По прогнозам, доходы от суверенных фондов составят 18,0% от ВВП в 2018 году и 17,7% в 2019 году.
Расходы прогнозируются в 19,1% от ВВП в 2018 году и 18,7% в 2019 году без каких-либо дополнительных затрат на рекапитализацию банков, но продолжающиеся расходы на индустриализацию, инфраструктуры, жилья и сельского хозяйства», — считают в АБР.
При этом госдолг сократится до 25,0% ВВП в конце 2018 года и 24,0% годом позже
По прогнозам, дефицит текущего счета увеличится до 3,3% ВВП в 2018 году и 3,4% в 2019 за счет восстановления частного потребления и увеличения импорта (будет расти на 9,1% в 2018 году и 11,1% в 2019).
Экспорт в 2018 году вырастет на 9,0% за счет более высоких цен на нефть, в 2019 – на 5,0% (нефть станет несколько дешевле).
Главный драйвер развития – расширение частного предпринимательства. Для этого необходимо снижать влияние государства на экономику, в чем ключевую роль должна сыграть продолжающаяся приватизация. По данным АБР,
в 2016 году уже продано 367 объектов на общую сумму 500 млн долларов, а всего под продажу попадает 900 объектов
«Наиболее ценными будут компоненты госхолдинга «Самрук-Казына», которые являются монополистами или сталкиваются с ограниченной конкуренцией, в том числе железнодорожной отрасли, нефтяных и газовых месторождениях, авиакомпаниях, а также производстве энергии и металлов.
Приватизация является важным элементом продолжающихся структурных реформ, поскольку привлекает новые иностранные прямые инвестиций за пределы нефтяного сектора и поддерживает развитие рынка капитала», — считают в АБР.
Вторая необходимая мера – развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). «В Казахстане такие проекты призваны сэкономить бюджетные ресурсы, поддерживая развитие частных фирм. Однако в настоящее время
деятельность по ГЧП ограничена 116 контрактами общей стоимостью 430 млн долларов
Правительство рассматривает новые проекты в области ГЧП на сумму 5,2 млрд долларов, что составляет 3,2% ВВП», — говорится в обзоре.
Успех ГЧП будет зависеть от создания благоприятной среды путем прозрачного принятия проектов. Кроме того, должна быть создана эффективная структура распределения рисков, позволяющая частным фирмам обеспечивать свои права благодаря обеспечению исполнения контрактов и эффективному разрешению споров.
«Создание благоприятных условий позволит ГЧП предоставлять широкий спектр инвестиционных проектов, которые правительство не может реализовать в одиночку. Однако успех будет зависеть от развития рынков капитала и остальной финансовой системы, в частности внутренних рынков капитала, слабость которой остается ключевым препятствием для экономического роста», — подытоживают в АБР.