Саму идею «русского мира» здесь воспринимают неоднозначно и зачастую неверно. В регионе формируют собственные идентичность и идеологию.
России нужно с большим уважением относиться к политическим процессам в Центральной Азии, считает Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии. Об этом пишет портал Фергана.
Здесь ищут собственную новую идентичность и
плохо относятся к пропаганде «Русского мира» и другим «фантомным болям постимперского сознания»
Заявил это эксперт во время международного круглого стола «Центральная Азия и Россия: создание общего будущего» в Москве. Основной тезис доклада заключался в том, что уже пора отказаться от некоторых устаревших стереотипов.
Выступавший первым делом подчеркнул, что «значительному количеству простых людей, живущих вдалеке от столиц» еще не сглажена травма, нанесенная распадом СССР.
— Утрата от потери ощущения себя гражданином огромной и сильной страны до сих пор отдается фантомной болью у людей среднего и старшего поколения. Так было в девяностые, этот шлейф заметен и в сейчас, но уже значительно слабее. И это естественно, — считает Дубнов.
От распада СССР выиграли немногие — политолог
Но одновременно обозреватель напомнил другой тезис от российского руководства на ту же тему, который лично он «меньше понимает». Он заключается в том, что Россия потеряла столько-то процентов территории, населения, природных ресурсов и так далее. Эксперт предостерег, что
подобные трактовки плохо воспринимаются региональными элитами,
а в последнее время «и выросшим уже в постсоветские годы поколением граждан стран Центральной Азии, в первую очередь титульной частью их населения».
— Более того, надо называть вещи своими именами —
это приводит к усилению националистических настроений, нарастанию влияния национал-патриотов в странах региона,
одновременно способствуя росту антироссийских фобий, — сказал он.
https://365info.kz/2017/07/natsionalizm-v-kazahstane-kopaniya-v-proshlom-ne-reshat-aktualnyh-problem-sotsiolog/
Хотя правящие элиты, считает Дубнов, стараются как-то сгладить противоречия, удержать настроения «в рамках разумного исторического дискурса». То есть достаточно высоко оценивая досоветский и советский периоды в развитии государств региона.
Далее эксперт задался вопросом, «удастся ли сохранить разумный баланс между нарративом общего прошлого и видением общего будущего?». И констатировал, что ответ лично ему не внушил оптимизма. В первую очередь, исходя из того, как видят это будущее в Москве и как — в столицах Центральной Азии.
Обозреватель подчеркнул, что
заметное неприятие в странах Центральной Азии вызывает идеология «Русского мира»
Особенно если учесть, что нередко ее понимают как якобы вынашиваемые планы по восстановлению Советского Союза. Такие страхи эксперт называет самими простыми (если не сказать примитивными) выражениями неприятия идеологии, но иллюстрируют они ситуацию очень доступно. Особенно если учесть, что
страны региона уже пытаются формировать некую новую идентичность — и без оглядки на кого-либо
— Сегодня мы являемся свидетелями начала нового исторического витка отношений между бывшей российской метрополией и центральноазиатским регионом. И этот новый этап уже выходит за рамки двухсторонних отношений, — сказал эксперт.
В качестве примера таковой попытки Дубнов назвал проведение 15 марта 2018 года в Астане консультативной встречи глав государств Центральной Азии. Лишь Туркменистан был представлен не президентом, а спикером парламента.
Судьба региона ЦА только в наших руках — политологи
Попутно эксперт отметил, что в России эту встречу практически и не заметили, в федеральных СМИ упоминания о ней минимальны. И сделал из этого вывод, что «в России отсутствует серьезный интерес к региону, как к некоему самостоятельному субъекту международных отношений». По его мнению,
Центральная Азия еще воспринимается некоей подмандатной территорией,
и если не полностью российской, то уже поделенной между Россией и Китаем.
— Между тем это уже не соответствует нынешним реалиям. Нурсултан Назарбаев в ходе встречи настаивал, что регион созрел для преобладающего использования собственных ресурсов развития и внутрирегиональных источников финансирования. А сам Казахстан готов предложить себя в качестве интеллектуального центра развития региона, заявляя, к примеру, об увеличении количества обучаемых у себя студентов из стран ЦА, — заявил Дубнов.
Эксперт напомнил слова Назарбаева во время двухсторонней встречи с президентом Кыргызстана Сооранбаем Жээнбековым,
«для того чтобы решать вопросы стран Центральной Азии, не нужно звать третьего человека»
Тем более, что за полтора года со смены власти в Узбекистане и реализации новой региональной концепции внешней политики Шавката Мирзиёева обстановка в Центральной Азии коренным образом изменилась. Открылись границы, а в некоторых случаях, как на узбекско-таджикской границе, они были разминированы, отменены визы, возобновились взаимные поездки граждан, восстанавливаются родственные связи, железнодорожное и авиа- сообщение.
— И это происходит благодаря внутрирегиональным усилиям. Людям это нравится,
они сами решают, что им делать, в каком направлении двигаться, с кем дружить и устанавливать отношения,
— сказал Дубнов.
Привел эксперт в докладе еще один пример.
Сергея Лаврова спросили, как он относится к безвизовому режиму, введенному Казахстаном для граждан США.
Он ответил, что встретится с Кайратом Абдрахмановым, министром иностранных дел Казахстана, и спросит у него об этом, ведь такие шаги якобы требуют согласования в рамках ЕАЭС.
— Ответ МИД Казахстана не заставил себя ждать:
Мы вправе сами решать, кому предоставлять безвизовый режим, исходя из наших интересов,
и еще раз обращаем внимание, что ЕАЭС — чисто экономическая структура, в рамках которой не принимаются политические решения. Мы настаивали на этом с самого начала создания ЕАЭС. Я полагаю, что этот сюжет не говорит в пользу России и свидетельствует об этакой неизбывной имперской отрыжке, которая нет-нет да и обнаружит себя в риторике, а то и в действиях российского руководства, — сказал Дубнов.
Сегодня Казахстан суверенное государство со своими приоритетами во внешней политике, который преследует собственные интересы в отношениях с главными акторами мировой политики.
— И он не готов жертвовать своими интересами в угоду великодержавным амбициям
своего союзника по ОДКБ и ЕАЭС. Эти амбиции уже не раз за последние годы приводили к серьезным потерям для казахстанской экономики в результате введенных Западом санкций в отношении России и ответных российских санкций, — считает эксперт.
Санкции против России: упадет ли тенге до 400 вслед за рублем?
При этом Дубнов отметил, что последствия конфликта России и Запада для региона удается свести к минимуму. И это получается благодаря разумным и прагматичным взаимным шагам Москвы и Астаны.
Происходящее ныне в Центральной Азии заслуживает большего внимания и уважения, во всяком случае, со стороны России
— резюмировал он.