Даже если перестать изымать налоги в республиканскую казну, дотационные регионы прокормить себя не смогут. Нужно развивать бизнес и привлекать инвесторов…
В недавнем интервью экономист Магбат Спанов рассказал, что сегодня в Казахстане сложилась ситуация, при которой на иждивении у одного региона-донора находятся четыре других региона-аутсайдера. Экономист Центра Исследований Прикладной Экономики (ЦИПЭ) Жаныбек Айгазин, в свою очередь считает, что распределение регионов-доноров и дотационных регионов происходит в соотношении 1:3 (4 донора и 12 субвенциаров).
По данным Айгазина, в 2017 году в республиканский бюджет
общая сумма изъятия у Атырауской, Мангыстауской областей, а также у городов Алматы и Астаны составила 237 млрд тенге
При этом прирост в сравнении с 2016 годом был на уровне 11%. Но субвенции из республиканского бюджета, которые получают субвенциарные регионы, состоят не только из собранных средств с регионов-доноров. Так, к сумме в 237 млрд тенге был добавлен еще 1 трлн 251 млрд тенге из республиканского бюджета.
— На сегодняшний день, к примеру,
Южно-Казахстанская область за счет собственных доходов покрывает только 21% расходов, то есть пятую часть
Это данные за 2017 год. То есть регион почти на 80% зависит от трансфертов из республиканского бюджета, — отмечает экономист.
По его словам, даже если переориентировать налоговые поступления от КПН (корпоративный подоходный налог) из республиканского в местные бюджеты, ситуация вряд ли улучшится.
— Нужно чтобы были источники доходов в самих регионах — чтобы внутри них можно было собирать налоги и покрывать этими средствами собственные расходы. Но в этом случае
республиканскому бюджету будет тяжело покрывать общегосударственные расходы, которые местные бюджеты не несут
Это приведет к увеличению трансферта из Национального фонда. Получается палка о двух концах. Проблема в том, что даже если правительство и отдаст регионам КПН, особо это ситуацию не изменит.
Чтобы больше налогов собиралось на местном уровне, нужно развивать экономическую активность
В 2000-м году собранный КПН оставался внутри регионов, ЮКО тогда могла покрыть свои расходы на 60%. Сегодня, как мы видим, ситуация ухудшилась, — рассказывает Айгазин.
Экономист отмечает, что передача доходов регионов в центр — принцип многих унитарных государств.
— Просто где-то централизация больше, а где-то она проявляется в меньшей мере. Возможно,
одним из вариантов решения сегодняшних проблем в Казахстане может стать децентрализация
Но, повторюсь, это не решит всех сложностей, — утверждает он.
По мнению политолога Замира Каражанова, ситуация, при которой большинство регионов в РК дотационные, не совсем нормальная.
В идеале регион должен уметь не только сам себя прокормить, но и зарабатывать
— И это негативное состояние дел наблюдается у нас не первый год. Чтобы решить назревшие проблемы, нужна мотивация со стороны местных исполнительных органов власти. Необходимо повысить их ответственность за центрально-экономическое развитие региона.
Должно быть не так, как сейчас: посидел чиновник на одном месте пару лет, затем его перебросили на другое место, а что стало с регионом, ему дела нет. Нужно улучшать условия для развития бизнеса, привлекать новых производителей и инвесторов.
После краха СССР, когда закрылись многие предприятия, в Казахстане пострадало большое количество моногородов. Наверное,
одним из немногих успешных стал Кентау, градообразующее предприятие смогло выйти из кризиса
Сейчас там производятся трансформаторы, обеспечивая 90% потребностей республики. Но такие случаи для Казахстана скорее исключение, — говорит Каражанов.
По наблюдениям политолога,
ситуация с неравномерным развитием регионов и их бюджетированием характерна и для развитых стран
Так, бывшая автомобильная столица США Детройт в 2013 году была признана банкротом, хотя в свое время город был одним из индустриальных центров.
— В Европе тоже хватает подобных проблем. Недавно в Каталонии, благополучном и развитым регионе Испании, прошел референдум.
Каталонцы возмутились — почему они должны кормить Испанию?
Заверения, что все собранные деньги возвращаются в Каталонию и что это просто перераспределение средств, не помогли. Стереотип, что «кто-то тебя объедает», закладывается в обществе и в конце концов влияет на политику. Так что подобные примеры должны стать для Казахстана показательными, — заключает политолог.