Отрицательная позиция, высказанная на днях Нацбанком по поводу майнинга, вызывает вопросы. Почему регулятор не видит перспектив развития этих передовых технологий, в то время как многие страны уже хорошо зарабатывают?
В рамках своего послания от 10 января 2018 года и программы «Цифровой Казахстан» глава государства поручил развивать новые цифровые технологии. В качестве аргумента президент привел в пример высокую удельную капитализацию компаний, делающих разработки на блокчейн и запустившие свои криптовалюты на мировых криптобиржах.
Для достижения таких результатов недостаточно просто применять распределенный реестр и цепочку блоков в работе различных государственных и бизнес-процессов внутри страны, как это уже сделал Нацбанк для своего проекта Invest online.
Перспективы блокчейна для страны нужно видеть более глобально, необходимо способствовать появлению казахстанских проектов по масштабам соизмеримыми или как минимум стремящиеся быть как Ethereum или Ripple.
Для таких проектов использование блокчейна не может просто ограничиться записью транзакций в неразрывную цепочку блоков. Здесь потребуются и выпуск токенов, и проведение ICO, и возможно, даже майнинговые мощности.
Другими словами, все элементы экосистемы блокчейн, которые необходимы для вывода казахстанских проектов во внешний мир,
на сегодняшний день попадают под жесткий запрет
И он, как ни странно, инициируется именно тем госорганом, который должен быть заинтересован в подобных процессах как никто другой.
Следует принять во внимание, что наши партнеры по ЕАЭС, Россия и Беларусь, уже адаптируют законодательство для успешного применения блокчейн и всех его составляющих на государственном уровне.
В России в законопроектах «О цифровых финансовых активах» и «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинга)» законодательно определены ключевые составляющие технологии блокчейн — это криптовалюта, токен, майнинг, распределенный реестр, ICO и другие.
В Беларуси с 28 марта вступил в силу декрет «О развитии цифровой экономики», где законодательно обозначены условия для проведения ICO, использования криптовалюты и внедрения смарт-контрактов.
Кроме того, по инициативе президента Лукашенко на всей территории страны до 2049 года будет действовать
льготный режим для информационно-коммуникационных, майнинговых компаний и криптовалютных бирж
Инициаторы декрета уверены, что такая мера позитивно скажется на приток инвестиций и качественных IT-кадров в страну.
Если говорить в глобальных масштабах, следует принять во внимание встречу G20, которая состоялась в конце марта этого года в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Представители 20 крупнейших экономик мира в лице министров экономики и президентов центральных банков среди прочих тем активно обсуждали вопрос регулирования криптовалют.
Участники встречи пришли к общему заключению, что
криптовалюты и блокчейн должны быть приняты странами как неотъемлемая часть современной цифровой экономики
В связи с этим экономисты пришли к выводу, что запрещать криптовалюты нельзя. Напротив,
необходимо создать эффективные инструменты по их регулированию
Уже в июле 2018 года будут представлены первые нормативные предложения, за разработку которых отвечают президенты центральных банков, целевая группа по финансовым мероприятиям (FATF) и организация экономического сотрудничества и развития (OECD).
Помимо общемировых трендов необходимо обратить внимание на опыт тех стран, которые уже получают выгоду от использования и продвижения прорывных технологий, в частности, от майнинга криптовалют.
К примеру, Грузия входит в пятерку государств с самыми крупными майнинговыми мощностями. Страна сумела создать отдельную отрасль, приносящую в казну колоссальные прибыли и большой приток иностранных инвестиций.
Китай, помимо наращивания майнинговых мощностей, стал лидером в производстве оборудования для майнинга
Один китайский завод по производству вычислительного оборудования для майнинга заработал за 2017 год более 2 млрд долларов.
Поэтому просто запрещать майнинг в Казахстане — это резать курицу, несущую золотые яйца
В нашей стране одни из самых конкурентных цен на электричество, это для множества иностранных компаний уже более чем привлекательно.
Необходимо лишь создать условия и страна получит новый постоянно растущий источник инвестиций
Другое дело, что Нацбанк и его председатель не хотят заниматься нормальным регулированием этих процессов. Или же есть особая заинтересованность тормозить их. Хотя непонятно, входит ли майнинг вообще в компетенцию Нацбанка?
Приняв во внимание информацию, изложенную выше, становится очевидным, что
Нацбанку следует еще раз взвесить все «за» и «против», прежде чем что-то говорить об использовании криптовалют и майнинга
Более того, самому регулятору нужно понять, что является его прямой зоной ответственности, а что нет.
Если говорить о майнинге, тут более компетентны другие госструктуры. Эта деятельность представляет собой процесс обработки информации, как это происходит в ЦОДах. Отличие лишь в том, что для майнинга требуется больше электроэнергии.
А вопросы, касающиеся контроля за оборотом криптовалют и привлечения инвестиций через ICO, ближе к ответственности финрегулятора.
Как было отражено ранее, порядок контроля и инструменты по регулированию этих направлений уже закрепляются в законодательной базе большинства стран мира.