Возможная торговая война между США и Китаем может иметь последствия для всей мировой торговли, к ней могут подключиться и другие страны, включая Евросоюз. Как возникшая ситуация скажется на Казахстане? Спросим у экономистов.
Напомним, угроза торговой войны между гигантами мировой экономики возникла после того, как американские власти ввели новые тарифы на сталь и алюминий, а президент Дональд Трамп подписал меморандум «О борьбе с экономической агрессией Китая».
В свою очередь КНР призвала США отменить пошлины и объявила о том, какие меры намерена принять для защиты своих интересов, пишет Саясат.
В частности, Таможенная комиссия по тарифам Госсовета Китая со 2-го апреля запланировала введение пошлин на некоторые товары из США, о чем было сообщено на официальном ресурсе министерства финансов страны.
«Отказ от таможенных уступок на 7 видов и 128 наименований американских товаров. Фрукты и изготавливаемая из них пищевая продукция (в общей сложности 120 наименований), импортируемые из США, впредь будут облагаться пошлиной в 15%. Тариф на свинину и продукцию из нее составит 25%», — указывалось в сообщении.
Власти КНР считают, что
Штаты нарушили правила Всемирной торговой организации (ВТО) и нанесли «серьезный ущерб интересам Китая»
Также министр коммерции республики Чжун Шань заявил о намерении и дальше защищать интересы государства, выступая при этом против торговой войны с США. Кроме того, есть информация, что
в ответ на «экономическую агрессию» Вашингтон пообещал ограничить инвестиции из Пекина
Экономист, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Вячеслав Додонов считает, что отложенные риски для Казахстана вполне актуальны.
– Отложенные риски существуют. У Трампа вообще обширные планы по части выстраивания справедливой, с его точки зрения, торговой политики не только с Китаем, но и с остальными странами. Китай на слуху, поскольку он – крупнейшая держава, взаимодействующая со Штатами.
Безусловно,
торговая война двух крупнейших держав не идет на пользу экономике в целом и бизнесу в частности,
и не только в затрагиваемых сферах, но и в смежных, потому что все взаимосвязано.
Когда, например, Трамп вводит пошлины на сталь, заботясь о своих сталелитейных предприятиях, выясняется, что гораздо больше людей в тех же США занято в отраслях, потребляющих импортную сталь, и по ним это ударит.
Соответственно, факторы, имеющие негативное влияние на экономики США и Китая, выливается в проблемы на финансовых рынках, — пояснил эксперт.
«В общем-то, проблемы уже начались. Когда Трамп ввел первые пошлины, фондовые рынки США отреагировали, они упали. Учитывая контекст ситуации, имеющейся на мировых финансовых рынках, можно увидеть, что они очень сильно перегреты,
сформировано множество «пузырей» в самых разных секторах, которые только и ждут повода лопнуть
Когда это произойдет – а поводом может послужить торговая война – с высокой степенью вероятности
можно предсказать, что мировые рынки переживут значительное падение
Если на фондовых рынках начнется падение, то неизбежно, по принципу сообщающихся сосудов, оно перейдет на другие рыночные сектора. В частности, на важный для нас товарный рынок, в том числе регулирующий цены на нефть», — добавил эксперт.
По мнению Вячеслава Додонова, мы находимся на первых стадиях развития мирового кризиса, тем не менее,
на Казахстан взаимные экономические удары США и Китая повлияют опосредованно – через несколько месяцев
Экономист, директор центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев уверен, что торговое противостояние достаточно быстро будет свернуто, и сторонам придется находить новые позиции для равновесия.
В настоящее время, полагает аналитик, очевидно положение перестало устраивать одну из сторон, и коль скоро именно Дональд Трамп предпринял первые шаги для обострения конфликта, то эта сторона – Штаты.
– Прямых рисков для Казахстана нет, во всяком случае, таких, которые отразились бы сразу
Торговый баланс сложился, наши доходы и общая экономическая ситуация в значительной степени зависят от экспорта нефтегазовых ресурсов.
Цены выросли, болевой порог оказался для нас иным, не таким, как мы думали – условно ниже 40 долларов за баррель, а сейчас он выше 60. Поэтому
никаких апокалиптических последствий для Казахстана я не ожидаю,
— сказал эксперт. В целом же, по его словам, сложившаяся ситуация испытывает на прочность сложившийся порядок мировой торговли, особенно в рамках ВТО.
«Нет худа без добра. Когда начинаются торговые войны, обе стороны получают определенные последствия, как положительные, так и негативные. Однажды я следил за развитием одного торгового конфликта Казахстана с другой страной.
Соответственно события очень быстро привели к тому, что обе стороны понесли потери и после этого сели за стол переговоров и договорились, поскольку понимали, какие рычаги есть у каждой страны против другой.
В случае торговой войны будут потери, и тогда активизируются отраслевые лоббисты, начнут подключать ресурсы для оказания давления на администрацию США. То есть
ситуация снова вернется к необходимости договариваться и находить новую точку баланса»,
— заключил Рахим Ошакбаев.