Если все это дать, взамен обещают наладить массовый выпуск собственного современного и недорогого оборудования — от чипов до спутников.
В начале апреля 2018 года в Алматы на базе Института космической техники и технологий была открыта научно-экспериментальная лаборатория разработки и испытаний космической техники и технологий. По словам директора ИКТТ Даулета Ахмедова, в будущем планируется выпускать конкурентоспособную, высокотехнологичную космическую продукцию. Для этого нужно современное оборудование, которое теперь есть.
— Если всего этого не иметь, придется собирать продукцию, что называется, «на коленке». Что мы и делали долгие годы, выжимая по максимуму из своего потенциала. Но получив эту лабораторию с уникальными измерительными приборами мы можем выпускать сложное уникальное оборудование,
которое может стать конкурентным как на внутреннем, так и на зарубежном рынках,
— отмечает Ахмедов.
По его словам,
создание лаборатории обошлось около 300 млн тенге,
В целом из общего объема финансирования бюджетные средства составляют всего 28%. Остальное — вложения предприятий-заказчиков. Иногда получить средства помогают государственные конкурсы.
— В этом году мы выбили всего лишь один грант на 10 млн тенге
Это, конечно, мизер, но на эти деньги мы планируем сделать сложную систему дифференциальной коррекции для системы высокоточной навигации. Раньше в Казахстане использовалась достаточно дорогая швейцарская систем. Мы же в течение трех лет планируем сделать аналогичную и в разы дешевле, — рассказывает он.
Большой объем работ в лаборатории связан как с созданием спутников, так и с разработкой программного обеспечения на них.
— Сейчас мы приходим к тому, чтобы начать выпускать собственные навигационные чипы
И это
одно из первых начинаний, в котором будет 100% казахстанское содержание
Потребность в них есть в первую очередь у наших военных. В дальнейшем, если получим финансирование, можем выпускать их и для коммерческих структур, — делится планами Ахмедов.
Среди проблем — большая нехватка кадров. Даулет Ахмедов признается, что из 200 человек, в основном молодых кадров, проходящих практику при ИКТТ, работать остается в среднем только один.
— Поначалу молодым сотрудником, мягко говоря, платить не за что —
вузовское образование оставляет желать лучшего
Кто ориентирован только на деньги, как правило, у нас работать не остаются. Трудятся в основном те, для кого работа интересна. Получив нового специалиста, мы тратим примерно от 3 до 5 лет, чтобы довести его до приемлемого уровня, — рассказывает директор ИКТТ.
Учитывая, что финансирование поступает примерно с апреля, сотрудники вынуждены несколько месяцев дожидаться зарплаты. Хотя бывает, что по некоторым проектам деньги выделяются на три года вперед.
— Еще нам бы хотелось, чтобы было больше реальных налоговых льгот. Тем более, что мы входим в «ПИТ Алатау».
Опыт других стран показывает, что когда компании входят в такие парки, какой-то период освобождены от налогов
— это называется «налоговые каникулы». А смысл таких парков — поддерживать инновационное развитие в той или иной стране. И если государство хочет стать инновационным, оно должно этому способствовать. Вот, к примеру, в Беларуси по налогам были сделаны неплохие послабления и дела пошли в гору: их программистами была создана игра World of tanks, которая обрела успех, — приводит он пример.
Ахмедов признается, сегодня
многие компании относятся к казахстанским производителям с меньшим доверием, нежели к зарубежным
Но надеется, что в будущем им удастся переломить стереотипы, показав, что отечественное оборудование и программное обеспечение ничем не уступает, а в некоторых моментах и превосходит импортную продукцию.