Этот бумажный проект так и остался на бумаге — но все же это очень впечатляющий проект!
Проект полета на Марс появился в далеком 1959 году. Был он, как ни странно, вполне реализуем технически: трехместное межпланетное судно оснащалось всем необходимым для выживания людей. Не вызывал нареканий и ракетный блок, который должен был разогнать корабль до красной планеты. На околоземной орбите предполагалось создать многомодульный корпус, откуда и был намечен старт космолета. Кроме того, инженеры советского бюро ОКБ-1 вполне серьезно рассматривали возможность спуска космонавтов и на поверхность планеты. Летные испытания вполне успешно проводились на орбите лунного посадочного модуля. Однако руководство страны решило, что высадка на Луну — гораздо более перспективный проект. А история с Марсом без достаточного финансирования оказалась просто забыта.
Орбитальная платформа под кодовым наименованием «Скиф» должна была разить супостатов с небес раскаленным лазерным лучом. Кроме того, этот суперзвездолет предполагалось оснастить специальным вооружением для уничтожения ядерных боеголовок. Если бы проект увидел свет, он мог бы стать завершающим этапом в космической гонке двух стран-гигантов. Целых семнадцать лет потратили советские инженеры на производство и шлифовку «Скифа». 15 мая 1987 года (то есть уже тогда, когда не только кончилась холодная война, но и подходило к концу существование самой страны) с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Энергия». Она стала тягловой лошадкой для боевой станции. К сожалению, на этом история «Скифа» завершается: из-за программной ошибки аппарат включил двигатели в неправильном направлении и устремился вместо орбиты к родной Земле. Мимо земли он, впрочем, тоже промахнулся и бесславно затонул на просторах Тихого океана.
Амбициозный проект, стартовавший в 1966 году, предусматривал создание настоящего космического истребителя. На орбиту машинку поднимал специальный самолет-разгонщик, а там управление принимал на себя пилот «Спирали». Это был один из немногих проектов советских инженеров, который подразумевал возможность управления человеком самого настоящего субкосмического корабля. Для пилота была предусмотрена отдельная капсула, служившая в непредвиденных ситуациях спасательной. Программа остановилась на создании дозвукового аналога орбитального самолета: МиГ-105.11 и сейчас стоит в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ.
Советский Союз имел грандиозные планы на освоение Луны. Планирование высадки на этот спутник Земли началось еще в 1963 году. Начало программы было довольно успешным: несколько удачных проектов, серия осуществившихся проверок как летного состава, так и самого оборудования. Но максимум, чего добились конструкторы, было создание аппаратов «Зонд», которые базировались на уже существовавших к тому времени кораблях «Союз». К сожалению, пока наши инженеры ломали голову над недостатками ракеты-носителя «Протон-1», наступил 1969 год: американцы высадились на Луну первыми, а космическая программа перестала получать достаточное финансирование.
Космическое бюро СССР планировало полет к астероиду на 1991 год. Предполагалось, что космонавты посетят Весту, второй по величине объект в поясе астероидов. Это был совместный проект с Францией, что, возможно, и создало лишние проблемы на стадии согласования деталей. Полет сначала был отложен до 1994 года и отменен полностью после распада Советского Союза. Окончательный план предполагал грандиозное «турне» по пяти астероидам близ Весты, облет Марса и триумфальное возвращение на Землю вместе со взятыми в космосе пробами. К сожалению, ни один из подготовленных к полету аппаратов так никогда и не покинул нашей планеты.