Каковы причины популярности экстремизма в молодежной среде Кыргызстана? Как с ними бороться? Что уже делается в стране для предупреждения возникновения религиозного радикализма? Ответит эксперт по религиозному и межэтническому экстремизму среди молодежи Икбалжан Мирсайитов.
Из Кыргызстана, как и из других стран Центральной Азии, в зону боевых действий в Сирию уехало немало боевиков. Преимущественно это были молодые люди, которые легче поддаются внушению и радикальным взглядам, пишет пресс-клуб «Содружество».
— Икбалжан, как бы вы оценили степень радикализации кыргызстанского общества и в особенности молодежи?
— Для начала мы должны понять, в чем заключается сущность радикализма. Он присущ многим обществам в современном мире. Существуют левые, правые радикалы, радикальные политические партии. В целом радикализацию можно охарактеризовать как стремление к кардинальным преобразованиям вокруг себя. К сожалению, это имеет не только позитивный, но и негативный эффект.
Религиозный радикализм несет в себе
протестный потенциал, в основе которого лежат вырванные из контекста религиозные каноны
Кыргызстанское общество не настолько радикализировано, как это преподносят некоторые СМИ. На самом деле процессу подвержена лишь определенная часть молодых людей. Тех, кто находится в поиске идентичности, социальной ниши и жизненных ориентиров.
— В каких регионах КР молодежь наиболее радикализирована и почему?
— Как правило, это молодые люди, живущие в моноэтнических сообществах, регионах с высокой плотностью населения и высоким уровнем безработицы.
Ошская область – Кара-Суйский, Араванский, Ноокатский, Алайский районы; Джалал-Абадская область – Ноокенский, Сузакский, Базаркоргонский, Алабукинский районы.
Именно здесь высока динамика оттока молодежи как в зоны боевых действий, так и в целях трудовой миграции.
— Что чаще всего становится причиной радикализации кыргызстанской молодежи — религиозный или межэтнический факторы?
— К сожалению, в настоящее время это сложно определить. Кыргызстанскую молодежь можно условно разделить на тех, кто придерживается этнонационалистических взглядов (сторонники этнорелигиозных стереотипов) и тех, кто считает, что нынешнее общество Кыргызстана – это жизнь в доисламский период – «джахилия».
— Как обычно вербуется молодежь – через интернет, личное общение, проповеди?
— До 2017 года усиленная вербовка в зону боевых действий происходила через интернет-социальные сети (Одноклассники, Фейсбук) и мессенджеры (Вотсап, Телеграм). Как правило,
вербовщиками выступают знакомые люди – родственники, одноклассники, земляки, люди одной профессии
С 2017 года выезд наших граждан в зону боевых действий прекратился, но есть факты и возвращения в Кыргызстан. Естественно, эти люди взяты под надзор правоохранительных органов.
— Какую работу среди населения нужно проводить, чтобы предотвратить потенциальные всплески насилия? Какие меры уже предпринимаются?
— Во-первых, по профилактике экстремизма и терроризма проводятся тренинги для действующих имамов. Во-вторых, на государственном уровне открыт телефон доверия для граждан по религиозным вопросам.
В-третьих, правоохранительные органы создали специальные группы по теологическому анализу и экспертизе для выявления потенциально опасных групп, а также для разработки превентивных мер.
В-четвертых, были созданы онлайн-патрули среди молодежи для мониторинга социальных сетей на предмет выявления экстремистских и террористических материалов.
— Какие экстремистские группировки сейчас наиболее активны в Кыргызстане? Какие цели преследуют?
— В кыргызстанском сегменте интернета и соцсетей наиболее активны так называемые такфиристы-джихадисты, которые через своих интернет-имамов проводят вербовку молодежи.
— В Сирии и Ираке правительственные войска завершают уничтожение боевиков. Означает ли это, что новоявленные джихадисты из Центральной Азии больше не будут уезжать за рубеж?
— Ответа нет. Пока неизвестно, куда делись те, кто остался в зоне боевых действий в Сирии и Ираке, и в какой стране они могут вновь появиться. Этот вопрос особенно актуален для экспертов. Как показали события последних лет, террористические группы в настоящее время приняли статус «частных армий». Это своего рода бизнес. Естественно, спрос на эти услуги может возникнуть и в других регионах.
Отмечу, те, кто успел вернуться на родину, уже взяты на учет правоохранительными органами. Все они признают свою вину по статьям «Наемничество» и «Вербовка» УК КР.
— Что нужно делать, чтобы подобный массовый отъезд в зоны боевых действий больше не повторился?
— Первое. Нужно повышать образование и потенциал религиозных деятелей, имамов, религиозных лидеров, казыев. Второе. Необходимо уделить внимание образовательному уровню правоохранительных органов в вопросах религии. И третье. Следует заниматься профилактикой среди школьников и студентов.