Наслушавшись закулисных разговоров полицейских, юрист Сергей Уткин предлагает одновременно и простую, и сложную программу борьбы с коррупцией в силовых ведомствах страны.
323 дела по коррупционным преступлениям и правонарушениям завели на казахстанских полицейских за 2017 год. Об этом сообщает Хаким Кушкалиев, председатель пресс-службы Агентства РК по делам госслужбы. В итоге к ответственности были привлечены 274 лица, 109 из которых работали в подразделениях административной полиции. В ее структуру входит и дорожно-патрульная полиция.
Сам по себе этот факт не очень шокирует. Но хочется понять значение цифр — это много или мало? Полиции нужна реформа, или же наоборот, все в порядке?
Юрист Сергей Уткин отмечает, что коррупция в Казахстане — явление латентное и ее масштабы не учесть официальной статистикой. Наружу выходит лишь небольшой процент коррупционных преступлений.
— Нужно признать, что проблема есть. И корень не в
Как побороть коррупцию на таможне — мнения экспертов
отрицательных качествах отдельно взятого полицейского. Сволочей, конечно же, выявлять надо, но в сложившейся у нас в Казахстане системе в полиции и других госорганах проблема далеко не в этом. Ведь даже если в полицию придет человек с высокими моральными качествами, ему все равно придется скатиться в коррупцию.
Зарплата маленькая, нагрузка сумасшедшая, начальство постоянно негласно требует денег — скинуться на это, на то,
комиссию чтобы повысили и так далее (товарно-денежных отношений у них много между собой). И
любой нормальный человек, втянувшись и начав давать начальству деньги, начинает брать сам
Жить ведь на что-то надо, — описывает ситуацию юрист.
Чтобы побороть коррупцию, надо изменить саму систему. И начинать реформу в МВД надо с вышестоящих чиновников, ставя во главу только честных.
— Если послушать разговоры полицейских за рюмкой водки где-нибудь в сауне, вырисовывается ужасающая картина. Они реально обсуждают, как надо людей «разводить на бабки». А
начальники приказывают собрать с каждого подразделения энную сумму
Поэтому ставить надо таких начальников, которые на самом деле не коррумпированные, для которых важнее их честное имя. И я уверен, что такие есть. Они и будут создавать нужную парадигму.
— Сегодня у многих сложилось впечатление, что возглавивший Верховный суд Жакип Асанов является человеком, который на самом деле хочет поменять систему, — продолжает Уткин. — Такое же впечатление у меня складывалось, когда я вплотную работал с Григорием Марченко в комиссии по ценным бумагам. Я был полностью уверен, что этот человек против коррупции. И это
ощущение от начальника у подчиненных всегда есть: они четко понимают, берет он взятки или нет,
— рассказывает Уткин.
Зарплата полицейских, по мнению Уткина, должна быть пересмотрена в сторону увеличения до 500 тыс. тенге
Плюс должны быть льготы и надбавки семейным сотрудникам.
— В западных странах, к примеру, чем больше детей, тем выше зарплата у полицейского. И у нас надо на каждого ребенка по 100 тыс. тенге давать. И чем больше полицейский служит, тем больше льгот он должен получать.
Это отобьет у него желание брать взятки, учитывая, что с годами человек «врастет» в свою службу и будет бояться ее потерять,
— считает Сергей Уткин.
Экономист Асет Наурызбаев также считает реформу в МВД необходимой, но в первую очередь для того, чтобы усилить эффективность полицейских.
— Понятное дело, что некоррупционная система работает эффективнее коррупционной. Но коррупция — не единственная проблема. Есть также проблемы и с целеполаганием. Нередко бывает и так, что стараясь выполнить план, «заметают» не тех. Здесь важно реформировать саму систему. В частности,
важным шагом может стать разделение полномочий,
часть из которых будет отдана муниципальной милиции, — предлагает Наурызбаев.