Этот регион «сидит» на самой большой бюджетной игле, зато по уровню безработицы — в списке антилидеров.
Сегодня отчетливо вырисовывается межрегиональный разрыв: хорошо живут лишь те области, где расположены крупные сырьевые предприятия. По данным Жаныбека Айгазина, директора Центра исследований прикладной экономики (ЦИПЭ), помимо разницы в ВРП (Валовом региональном продукте), в регионах существенная разница и в обеспеченности основными благами — инфраструктурой, образованием, здравоохранением.
Так,
Кроме того,
если в Акмолинской области на 1 км автомобильных дорог приходится 94 человека, то в Атырауской области в два раза больше
А по густоте автомобильных дорог с твердым покрытием разница между максимальным уровнем и минимальным 5 раз; по числу легковых автомобилей — 1,8 раза. И этот список можно продолжать.
По мнению политолога Султанбека Султангалиева, первым здравым шагом правительства по развитию регионов стало формирование в регионах собственного местного бюджета при помощи передачи туда части налогов.
— Теперь главное, без шапкозакидательских и излишне критических настроений внимательно изучить накапливающийся опыт нового бюджетного формата и своевременно устранить выявленные недочеты и недостатки, которые, естественно, будут, — говорит он.
Прекращение распыления гигантских бюджетных сумм на реализацию всевозможных общереспубликанских государственных программ,
ни одна из которых не достигла желаемого результата,
поможет развитию регионов.
Султангалиев подчеркивает «необходимость уменьшения поступлений в республиканский бюджет из донорских регионов» —
пусть большая часть заработанных денег работает на благо самого региона
и его жителей — хотя бы два экспериментальных года.
— Дотационные области пусть учатся зарабатывать деньги сами или по крайней мере существенно экономить, хотя бы на проводимых помпезных мероприятиях, — считает Султангалиев.
Необходимо, по его мнению, также увеличивать роль общественности, неправительственных организаций, политических партий, общественных советов, конечно же СМИ в процессе контроля за расходованием бюджетных средств.
— Чем больше прозрачность – тем больше коэффициент полезного действия от бюджетных вложений,
— убежден политолог.
На сегодняшний день, по мнению Султангалиева, безусловным аутсайдером среди наиболее неразвитых регионов является Южно-Казахстанская область.
Политолог подмечает, что ЮКО является традиционным дотационным регионом, чей бюджет в основном складывается из поступлений республиканской казны.
— По словам президента,
в 2017 году выделяемые дотации составляли 80% областного бюджета
При большом количестве населения регион является одним из лидеров по уровню безработицы: наличию так называемой «самозанятости», что является синонимом нетрудоустроенности. В конечном счете данный фактор влияет и на общий уровень жизни населения, — отмечает он.
Областные акимы, как отмечает политолог, обладают достаточными полномочиями на вверенных им административных единицах. И способны оказывать существенное влияние на темпы роста региональной экономики.
— Классический и, к сожалению, редкий пример — аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев.
Благодаря своим знаниям и энергии, ему удалось вывести область из аутсайдеров в лидеры
Пост сельского акима — временное пристанище — политологи
Проблема не в масштабе полномочий, а в умении эти полномочия реализовывать. К сожалению, карьерный рост тех же акимов, начиная от сельского округа и заканчивая областными, практически никак не зависит от степени их успешности в качестве управленцев-хозяйственников, — отмечает Султангалиев.
Политолог скептически относится к идее создания института территориального планирования — по примеру Советского Союза.
— Отдельно взятый, пусть и эффективно зарекомендовавший себя элемент советской системы хозяйствования, не может быть успешно реализован в совершенно иной общественно-экономической формации. Получится сплошной фарс. Ведь
секрет эффективности заключается не в отдельном механизме, а в продуманной, сбалансированной системе госуправления,
чего у нас, к сожалению, пока нет. Потому то мы и наблюдаем на протяжении многих лет сплошную чехарду министерских реорганизаций согласно известной поговорке «если не знаешь, что делать — создай министерство». Но сколько бы ни менялись музыкальными инструментами (в нашем случае — министерскими портфелями), услаждающего слух и желудок музыкального произведения мы так и не услышим, — подчеркивает он.
В качестве примера политолог приводит
министерство регионального развития, которое было создано в 2011 и упразднено в 2014 году
— Наверное, пришли к выводу, что количество чиновников, кабинетов и служебных машин никак не влияет на динамику темпов роста регионального развития, — заключает эксперт.