Штаты собираются наносить ядерные удары даже в ответ на кибератаки. Или на то, что таковыми посчитают.
На применение ядерного оружия в мире начинают смотреть уже не с такой опаской. Если раньше масса усилий прилагалась к сокращению ядерного потенциала, то уже не так давно начали звучать безумные идеи о допустимости локального его применения. На этом фоне новая ядерная доктрина Трампа вызвала, мягко говоря, нервозность. Правда, не у всех.
Новому Обзору ядерной политики США было посвящено прошедшее накануне совместное заседание Экспертного совета ПИР-Центра (Центр политических исследований России — прим.) и Дискуссионного клуба Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.
Консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий обратил внимание на то, что в США изменился сам взгляд на ядерный потенциал.
– Если предыдущая стратегия, выпущенная при Обаме, предполагала, что роль ядерного оружия будет снижаться, а ядерные арсеналы сокращаться, то новый обзор ядерных сил США говорит о том, что ядерное оружие – важнейший инструмент обеспечения безопасности США. И
ядерный потенциал нужно максимально широко использовать для самых различных целей
Не предполагается никакого сокращения ядерного арсенала в рамках ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия — прим.). Этот документ также утверждает, что
договор о запрещении испытаний ядерного оружия ратифицирован не будет,
— сказал Баклицкий.
По мнению экспертов, важным отличием доктрины стала смена оценок России и Китая.
https://365info.kz/2018/01/o-chem-konkretno-dogovorilis-lidery-kazahstana-i-ssha/
— Если во всех предыдущих оборонных стратегиях Россия и Китай определяются как региональные державы, представляющие угрозу для США в региональном масштабе, то нынешняя характеризует их как глобальных игроков с глобальными амбициями. В этом документе отмечается, что
Россия, и в меньшей степени Китай, представляют для США экзистенциональную угрозу,
— отметил председатель Совета ПИР-Центра Евгений Бужинский.
По мнению директора программы ПИР-Центра «Россия и ядерное нераспространение» Адлана Маргоева, из-за новой американской политики может сорваться обзорная конференция ДНЯО в 2020 году.
— Второй причиной может стать отсутствие прогресса в области разоружения или контроля над вооружениями. Совпадения позиций России и США по новому Договору о запрещении ядерного оружия недостаточно, чтобы обеспечить успех обзорного процесса, — добавил он.
Правда, выступающие особо отметили, что авторы доктрины «сохранили поле для диалога между Вашингтоном и Москвой».
Ранее один из экспертов центра, академик РАН Алексей Арбатов утверждал, что в ближайшем будущем «технических прорывов, которые раз и навсегда покончат с феноменом взаимного ядерного сдерживания и разрушат безвозвратно стратегическую стабильность», ожидать не следует.
Хотя техническое соревнование будет продолжаться. Заявил он это на международном семинаре «Прорывные технологии, будущее сдерживания и вызовы стратегической стабильности». Однако буквально несколько минут спустя уточнил, что
«и ядерное сдерживание, и стратегическая стабильность переживают большие возмущающие эффекты»
И эти эффекты угрожают сегодняшнему военному балансу.
Главных возмущающих факторов академик насчитал пять.
Первый фактор: развитие и внедрение новых систем оружия, которые стирают традиционные грани между ядерными и обычными, оборонительными и наступательными средствами.
— Главный феномен – это крылатые ракеты, где одни и те же образцы, как наш «Калибр» и американский «Томахок», могут оснащаться или ядерным, или обычным боезарядом, — сказал тогда академик.
Кроме того,
стираются грани между региональными и глобальными системами
По мнению Арбатова, виной тому в первую очередь система противоракетной обороны. США называют свои наземные системы ПРО в Европе и Азии как региональную систему, а Россия и Китай воспринимает их как элемент глобальной.
https://365info.kz/2017/09/ssha-o-yadernoj-programme-severnoj-korei-budut-gibnut-lyudi-no-ne-u-nas/
— Грань традиционно была важна для оценки военного баланса и стабильности ядерного сдерживания. Я уж не говорю про огромные новые сложности для переговоров по ограничению и сокращению вооружений, — сказал Арбатов.
Второй фактор: превращение гонки вооружений (причем не только ядерных) из двусторонней в многостороннюю.
К соревнованию, помимо России и США, подключаются и другие страны
— Нельзя не учитывать потенциал Великобритании и Франции, Пакистана, Северной Кореи, Израиля и других возможных обладателей ядерного оружия, которые, к сожалению, могут появиться в ближайшие десять – двадцать лет, если мы не убережем Договор о нераспространении ядерного оружия. Это увеличивает опасность применения ядерного оружия в региональном кризисе, — заявил он.
Кроме того, по словам Арбатова, установившийся между Россией и США
стратегический баланс «отсутствует в отношениях между другими ядерными державами»
Третий фактор: появление идей (и они высказываются все более напористо) о том, что после глубоких сокращений ядерного оружия ядерная война стала менее неприемлемой, поскольку не принесет глобальной катастрофы.
— Высказываются идеи (причем не какими-то безумцами, а специалистами, которые работали в Генеральном штабе, а сейчас представляют солидные военно-научные учреждения), что возможен обмен ядерными ударами, который не принесет катастрофических последствий. На мой взгляд, это абсолютно безумная идея, — считает Арбатов.
Четвертый фактор: появление как раз на этом фоне рассуждений вполне солидных специалистов и в США, и в России о том, что появились
варианты избирательного применения ядерных, и в том числе стратегических сил
— В официальных доктринах это пока еще не отражено или выражено достаточно невнятно, но в трудах людей, которые непосредственно вовлечены в работу государственных ведомств или связаны с ними, это проскальзывает все чаще, — сказал эксперт.
Причем Арбатов отмечает, что когда стороны говорят о собственных избирательных ударах, это рассматривается как предпочтительная альтернатива массированному обмену. Когда же об этом говорит другая сторона, это называют понижением ядерного порога и «попыткой сделать ядерное оружие более действенным инструментом войны и политики».
Наконец, пятый возмущающий фактор – это беспрецедентный кризис системы режима контроля над ядерным оружием. Об этом уже много писалось.
— Впервые за пятьдесят лет мы стоим перед перспективой полного разрушения системы контроля над вооружениями, — посетовал Арбатов.
Вывод из вышесказанного академик тогда делал следующий: техническое развитие идет, как и шло, с переменным успехом для потенциалов первого и ответного ударов, предсказать будущее трудно. А вот указанные
«возмущающие факторы» действительно поставили мир на порог революционных перемен
Тем временем ТАСС опубликовал материал, посвященный не только самой доктрине, но и реакции мирового сообщества.
В коротком обзоре говорится, что США рассматривают военную стратегию России как предусматривающую «ядерную эскалацию». При этом
Пентагон считает, что Москва имеет перед Вашингтоном значительные преимущества
в сфере производства стратегического и тактического ядерного оружия.
По мнению американской стороны, Россия также «отвергает усилия США», направленные на дальнейшее сокращение наступательных вооружений.
Тут авторы отмечают очень важный момент. Как говорится в документе, к ядерному удару со стороны США могут привести «существенные неядерные стратегические нападения».
И в понятие «неядерного нападения» входят даже кибератаки
Подобные заявления развязывают руки сторонникам такого удара.
В КНДР назвали условия отказа от ядерного оружия
Также журналисты обратили внимание, что доктрина предполагает
увеличение расходов на ядерный арсенал более чем в два раза в ближайшие десять с лишним лет,
рекомендует частично уменьшить мощность ядерных боеголовок для баллистических ракет подлодок (БРПЛ) и разработать ядерные крылатые ракеты морского базирования.
Когда заместителя помощника министра обороны США по вопросам ядерной и противоракетной обороны Роберта Суфера спросили, как на новую доктрину отреагируют в Москве, он сказал, что вряд ли обрадуются. И оказался прав — пишет ТАСС.
Причем одинаково плохо отреагировали как в России, так и в Китае.
В МИД РФ заявили, что доктрина вызывает озабоченность и разочарование. А глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев сказал, что документ
«выглядит попыткой оправдать некими угрозами Америке со всех сторон собственную возрастающую агрессивность
и их намерение серьезно вложиться в модернизацию ядерного потенциала». В Китае же призвали Вашингтон отказаться от мышления времен холодной войны и заявили, что в новой доктрине «приведены спекулятивные рассуждения о планах развития Китая, а также присутствуют преувеличения, на основе которых выносится утверждение о китайской ядерной угрозе».
Власти Японии американскую инициативу вполне одобрили.
— Правительство Японии… высоко оценивает последний пересмотр ядерной доктрины США, предусматривающий расширение возможностей по защите союзников, — заявил глава японского МИД Таро Коно.
Правда, с его мнением не согласились пережившие атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. По их мнению, снижение мощности ядерных боезарядов приведет к снижению «ядерного порога» и таким образом
новая стратегия повышает опасность войны с применением ядерного оружия
Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль отметил, что «за развитием новых видов ядерного оружия следует наблюдать с тревогой».
— Решение администрации США по новому тактическому ядерному оружию показывает, что
спираль новой гонки атомных вооружений уже запущена
Как и во времена холодной войны, для нас в Европе это представляет особую угрозу. Именно поэтому мы сейчас как раз должны содействовать новым инициативам по разоружению и в области контроля над вооружениями, — сказал Габриэль.
Пожалуй, самые негативные оценки стратегии Вашингтона последовали из Ирана и КНДР, утверждает ТАСС.
Как пережить ядерный апокалипсис?
— Ядерная доктрина США демонстрирует большую зависимость от ядерного оружия вопреки Договору о его нераспространении. И
это приближает человечество к уничтожению
Неудивительно, что [стрелки] часов Судного дня в самом опасном положении с 1953 года, — написал министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в Twitter.
В Институте по делам США при МИД КНДР заявили, что США — «ядерное государство-преступник», а новая доктрина говорит о том, что президент Дональд Трамп «ищет ядерной войны».