Состоявшиеся в России выборы продемонстрировали лишь отдаленную схожесть моделей политического лидерства Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Глобально эта схожесть прослеживается только в абсолютности лидерства. Во всем остальном различия существенные, и выражаются они и в настроениях общества, и в моделях развития Казахстана и России.
В России подвели итоги выборов главы государства – седьмые в истории российского института президентства, пишет Саясат.
Во-первых, интрига прошедших выборов состояла не в том, кто станет победителем, а то, с каким результатом действующий президент Владимир Путин пролонгирует мандат на новый 6-летний срок.
Во-вторых, по предварительным данным, за Владимира Путина проголосовали 76,65% избирателей, а
это максимальная электоральная поддержка в истории выборов президентов РФ
При этом В. Путин обновил прежний рекорд, принадлежащий ему же (71,31% в 2004 году).
Для 65-летнего Владимира Путина прошедшие выборы стали четвертыми в его президентской карьере. И то, что избирательная
кампания прошла фактически в формате переизбрания, можно считать апофеозом его политического лидерства
Стратегия избирательной кампании Владимира Путина демонстративно указывала на то, что он не нуждается в агитации.
Путин позиционировался даже не кандидатом №1, а как безусловный и абсолютный лидер
В условиях предопределенности перед Кремлем стояла задача придать максимальную легитимность переизбранию Путина. Поэтому основными сюжетными линиями избирательной кампании стали агитация за явку и установка на чистоту как самой предвыборной кампании, так и непосредственного Дня голосования.
Примечательно, что 3 года назад аналогичные задачи стояли и перед Акордой, которая провела президентские выборы также в формате переизбрания действующего главы государства.
Но при всей кажущейся схожести путинской и назарбаевской моделей политического лидерства, между ними достаточно различий, которые предопределены традициями политических систем с одной стороны и личным фактором — с другой.
Главное отличие в моделях лидерства Путина и Назарбаева — в принципах мобилизации вокруг власти и проводимого курса
Российский лидер методично выстраивает укрепление своей власти на конфронтации и противопоставлению внешнему врагу. На этот раз он пролонгировал свой мандат на фоне воинствующей антизападной риторики и публичного бряцания оружием.
Безоговорочная победа на прошедших выборах стала выражением общественной поддержки Путину уже не только в конфронтации с Западом, но и готовности перехода общества в режим изоляции и милитари.
В Казахстане власть также призывала электорат под знамена борьбы, но с мировым финансово-экономическим кризисом. И вместо конфронтации и осажденной крепости она предлагает обществу модернизационную повестку и открытость миру.
Одним из утилитов нынешней российской власти и лично Владимира Путина стала православная церковь, выступающая средством укрепления власти, расширения влияния и геополитического позиционирования. Вместе с этим произошло усиление роли Церкви в жизни государства и общества.
Власть в Казахстане, наоборот, идет по пути секуляризации, жестко разграничивая сферу религии и государства. Как показатель – российский закон об «оскорблении религиозных чувств верующих» и готовящаяся в Казахстане норма, защищающая чувства атеистов.
Список различий между моделями политического лидерства Путина и Назарбаева можно продолжить. И с точки зрения развития и созидательного наполнения
казахстанская модель более выигрышна, она демонстрирует разность вектора развития двух стран