Актриса Юлия Тейфель, известная телезрителям по сериалу «Перекресток», училась в «Жургеновке» вместе со знаменитым клоуном Муратом Мутургановым. Недавно они вспомнили былое, а Юлия, пользуясь случаем, взяла интервью для портала 365info.
— Мурат, помню, когда мы сдавали ЕНТ, у тебя не было с собой удостоверения личности. Преподаватели тогда махнули рукой: «Ничего страшного, тебя и так вся страна знает». В процессе учебы я видела тебя в академии буквально раза 3-4. Ты все-таки доучился или нет?
— К сожалению, нет.
Меня отчислили, потому что я был злостным прогульщиком
Сама понимаешь — гастроли, работа, командировки. Кроме того, в период обучения я стал замдиректора алматинского цирка.
Помню, меня поставили перед выбором — учеба или работа. Я выбрал последнее. Цирк – это моя жизнь, моя семья, я не мог представить свою жизнь вне арены.
Кстати, я попытался перевестись в консерваторию, но и там проучился буквально пару месяцев. Так что
должен тебе признаться, у меня нет высшего образования
Но я окончил вечернюю школу в Москве, тогда все второгодники там учились. Возможно, я и необразованный, но небезграмотный. К счастью, мне всегда есть о чём поговорить, и думаю, людям со мной интересно.
— Почему слово «циркач» в вашей среде считается оскорбительным?
— Я уже не считаю это за грубость, ведь люди в большинстве своем просто не понимают, что правильно говорить «цирковой» или «артист цирка».
— Назови 3 слова-ассоциации, которые тебе приходят на ум, когда слышишь словосочетание «казахстанский цирк».
— Печаль, непрофессионализм и любовь.
Сейчас я постараюсь все это расшифровать.
Печаль. У меня большой опыт работы в разных цирках мира, удалось поработать с Дю Солей в Астане. Я понимаю, какого уровня должен быть цирк, и знаю, что его могут достичь и наши артисты.
К сожалению, в нашем цирке сложилась ситуация, когда сложно что-то изменить. Сейчас им управляют люди, которые довольствуются принципом «Тише едешь – дальше будешь». Я знаю, что говорю, ведь проработал там целый год и пытался что-то изменить, реформировать, модернизировать.
Увы, но меня там объявили персоной нон грата и по сей день не пускают даже на порог
Надеюсь, что когда-нибудь наступит час X и государство скажет: «Давайте поднимать на новый уровень наше цирковое искусство, давайте привлечем династию Мутургановых». Признаюсь, я очень этого жду. А пока в нашем цирке все печально.
Непрофессионализм. Это слово относится не к артистам — они уникальны и талантливы. Я применяю его к управленцам. Причины озвучил выше.
Любовь. Наши люди любят цирк и всегда туда ходят, даже если номера и программы не всегда качественны.
Если наш цирк вывести на новый уровень, будут аншлаги, как в советское время
Казахстанский цирк — это моя больная тема. Когда начинаю думать или говорить о нем, меня переполняют обиды и переживания.
— А почему ты не пришелся «ко двору»? Конфликтовал, спорил?
— Нет, меня просто там не признавали. Мол, слишком молод, возомнил о себе невесть что. Это были личные предубеждения, не более того.
Если это интервью будет опубликовано, а я на это надеюсь, в цирке, уверен на все 100%, сделают собрание, будут обсуждать и критиковать каждое сказанное мною слово. Так уж повелось…
— Ты всегда на гребне внимания — это же здорово! Но давай поговорим вот о чем: в основе нашей культуры лежит глубокое уважение старших — это хорошо, это правильно. Но может ли эта особенность мешать развитию нашей культуры? Не препятствует ли старое приходу нового?
— Я считаю, что молодые должны работать под руководством старого поколения, потому что у последних огромный опыт. Но когда приходит молодой управленец с новым взглядом и при этом тесно взаимодействует с ветеранами, рождается гармония.
Но увы, не все хотят признавать, что их время вышло
Сколько у нас в стране таких новаторов, как мы, которые хотят изменить что-то к лучшему, столько же и людей, которые говорят: «Не трогайте стариков, они наше достояние!». Конфликт поколений бессмертен.
— Вы принимали участие в проекте «Минута славы» и позиционировали себя как ребята из обычной семьи, не имеющие никакого отношения к искусству цирка. Почему обманули зрителя?
— Объясню. В проекте «Минута Славы» 80% участников – профессиональные артисты. Цель программы — мотивация, поднятие духа у людей. Ты простой сапожник, но умеешь играть на скрипке? Приходи и покажи свой талант.
Поэтому режиссеры программы нам сказали: «Ребята, мы не можем выставлять вас как артистов цирка, это ведь не цирковой фестиваль, поэтому ты будешь видеомонтажером, а ты корреспондентом».
Мы прошли во второй тур, а
потом меня «раскололи». Тогда от участия отказались, потому что понимали — дальше будет только хуже
— Все же подобные действия ставят под сомнение репутацию или нет?
— Нет, после той программы ничего не изменилось. Только отец на меня до сих пор обижен, ведь тогда по просьбе режиссеров я слукавил, сказав, что и он не из цирковой семьи.
— А что вам мог дать этот проект?
— Мы стараемся везде участвовать, ведь это чудесная возможность заявить о себе. Мы и на «Поле Чудес» выступали, но уже в качестве артистов цирка. В то время планировали продолжать гастроли и лишь через год после «Минуты Славы» вернулись на родину.
Именно тогда
я понял: нужно работать здесь. И моя цель — стать известным казахстанским артистом
— А как тебя занесло в зоопарк?
— Когда меня попросили покинуть пост замдиректора цирка, управление культуры города предложило работу: «Нужно возродить зоопарк. Мы знаем, что ты болеешь за город, попробуй себя в другом амплуа». Я согласился и два года там отработал, занимался пиаром, придумывал разные программы. Опекунство — моя идея. Кстати, директор зоопарка — мой близкий друг. Советую всем туда сходить летом, перемены ожидаются грандиозные.
— Я знаю, что свою любовь ты встретил в годы работы в зоопарке.
— Алеся тогда работала директором рекламного агентства, я обратился к ней с просьбой провести рекламную кампанию. Постепенно деловые встречи перешли в дружеские. И только через несколько лет наша дружба переросла в теплые чувства.
— Расскажи, пожалуйста, о своем проекте «Цирк без границ».
— В большей степени это проект моего папы, он давно мечтал открыть такую же большую цирковую школу в Казахстане, как в Москве.
Этот проект стоит очень больших денег, но я загорелся осуществить мечту отца. Три года назад
мы подали заявку на грант, выиграли и получили средства для его реализации
— Почему проект называется «Цирк без границ»?
– Потому что у нас могут обучаться люди любого возраста. В Европе, кстати, многие взрослые по вечерам ходят на цирковые курсы — кто-то на растяжку, кто-то на жонглирование или акробатику. Свои мечты нужно реализовывать.
Сейчас мы открыли филиал в Астане. К лету планируем опять возобновить деятельность в южной столице
— Мурат, как все-таки удалось сделать свой бренд, свою династию? Благодаря таланту или грамотному менеджменту?
— Это всё благодаря моему отцу. Наша популярность — полностью его заслуга. У него всегда была мечта оставить след в истории родины.
Помню, когда мы гастролировали, отец всегда говорил:
«Мы несем флаг Казахстана, Мурат, ты должен об этом помнить. Ты всегда должен достойно выглядеть
и должен понимать, что семья — это твой тыл».
Я хорошо усвоил наставления отца. Все, что я сегодня делаю – это ради моей семьи и благодаря моей семье.
— Каких семейных ценностей ты придерживаешься?
— В первую очередь, в семье должны царить уважение и сплоченность. Нужно чаще проводить досуг со своими близкими, вместе ходить в театр, в кино, на пикник. Более того, в каждой семье должны жить искусство и культура.