Узбекистан и Таджикистан наконец уладили многолетние разногласия и вышли на путь сотрудничества и конструктивного диалога. Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» считает, что сближение двух стран несет как выгоды и преимущества, так и риски и угрозы.
10 марта завершился визит Шавката Мирзиёева в Таджикистан. Политологи называли встречу двух лидеров исторически значимой и прорывной, сообщает пресс-клуб «Содружество».
Среди самых значимых соглашений между двумя республиками: отмена визового режима, открытие авиа-, железнодорожного и автобусного сообщений, разминирование государственных границ. Стоит отметить и договоренности в сфере экономики.
Лидеры двух стран подписали 27 документов, направленных на взаимодействие в сфере торговли, экономики, инвестиций,
финансов, в области безопасности и противодействия преступности, и так далее.
Шавкат Мирзиёев отметил, что между Узбекистаном и Таджикистаном не осталось нерешенных вопросов. Это мнение поддержал и таджикский лидер Эмомали Рахмон.
Стороны подтвердили взаимное стремление и настрой укреплять узбекско-таджикские отношения на основе взаимного доверия, дружбы и добрососедства.
Основатель Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев рассказал об истории узбекско-таджикских взаимоотношений, выгодах сотрудничества для обеих сторон, а также проблемных моментах и вопросах.
После смерти первого президента Узбекистана И. А. Каримова и избрания на пост Ш. Мирзиёева в зарубежных интернет-изданиях публиковались материалы провокационного характера.
СМИ писали о том, что главным инициатором ухудшения взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном был первый президент Узбекистана.
Но это не соответствует истине. Узбекистан во главе с Каримовым был активным участником процесса по урегулированию гражданского конфликта в Таджикистане, которая унесла жизнь более 150 тысяч граждан Таджикистана.
Узбекистан, наряду с Россией, был одним из основных игроков, который работал над тем, чтобы прекратить эту войну. Но как-то очень быстро руководство Таджикистана об этом забыло.
И. Каримов говорил о том, что «узбеки и таджики – это один народ, говорящий на двух разных языках». То есть
всегда существовало понимание исторической близости двух народов и их обреченности на сотрудничество
Обвинять руководство Узбекистана в том, что оно являлось инициатором процесса ухудшения отношений между двумя странами — это односторонний, необъективный и антиисторический подход.
Во-первых, когда на территории Таджикистана располагались банд-формирования и узбекское руководство призывало власти Таджикистана убрать их со своей территории, этого не происходило.
Время от времени происходили бандитские вылазки на территорию Узбекистана (вспомните события 2000 года в Сурхандарье). Нам не шли навстречу, и мы
были вынуждены закрыть свои границы, начать минировать определенные участки, вводить визовый режим
Поскольку обеспечение национальной безопасности страны превыше всего.
Второе. Когда в нарушение договоренностей по Рогунской ГЭС с высотой каменно-набросной плотины 273 м неожиданно начались разговоры, что будет построена плотина высотой 330 м, причем в сейсмоопасной зоне.
И Узбекистан обязан был принять меры. Ведь
это гидротехническое сооружение напрямую било по интересам страны
(угроза техногенной катастрофы, сельское хозяйство и продовольственная безопасность).
Но сейчас мы находимся на том этапе, когда нужно принимать решения, позволяющие нашим странам стать более открытыми друг к другу.
Узбекистан, проводящий политику экспортоориентированного развития и продвижения своей продукции в страны региона, вследствие активного диалога с Таджикистаном получил такую возможность. Есть и договоренности в создании СП.
Экономические интересы Узбекистана нашли свое воплощение
Таджикистан тоже достиг своей цели. Находясь во внутриконтинентальном транспортном тупике, страна осознает, что единственное нормальное транспортное сообщение может быть создано только через территорию Узбекистана.
Узбекистан пошел навстречу — буквально недавно открылись все виды транспортного сообщения: авиа-, автомобильное и железнодорожное.
Отмена визового режима, открытие новых путей и маршрутов между странами – это прорыв с точки зрения гуманитарного сотрудничества. Но у каждой медали есть две стороны.
Что делать, если начнется экспорт не только электроэнергии, но и наркотиков?
Известно, что Таджикистан является главным пунктом их переброски из Афганистана в страны СНГ и далее в Европу. А ведь на данный момент для граждан обеих стран открыто свыше 10 пропускных пунктов, что создает благоприятную почву для наркоторговли.
Кроме этого,
в Таджикистане сейчас наблюдается серьезное усиление салафитской пропаганды
И когда эти радикальные элементы начнут, пользуясь свободным безвизовым режимом, активно «заезжать» в Узбекистан, что будет дальше? Как их будут отслеживать? Как бороться с этим?
Вопросы взаимодействия между силовыми ведомствами сейчас оставляют желать лучшего
Надеюсь, правительства обеих стран будут уделять этим вопросам повышенное внимание.
Вопрос строительства Рогунской ГЭС, как уже говорилось, является одним из самых спорных между двумя станами. В ходе визита в Таджикистан Шавкат Мирзиёев и Эмомали Рахмон подписали совместное заявление о том, что
Узбекистан может принять участие в строительстве Рогунской ГЭС с учетом соблюдения всех международных норм
Но многие аспекты в этой связи пока остаются открытыми. Если станция будет построена и начнется процесс ее наполнения, тогда и возникнут серьезные вопросы.