Таким образом решено «укрепить экономическую самостоятельность и личную мотивацию граждан для выхода из трудной жизненной ситуации», написала редакции вице-министр труда и соцзащиты населения Светлана Жакупова.
Справедливости ради отметим, что новшество не коснется семей, успевших запрыгнуть в последний вагон государственной щедрости и оформить пособие по многодетности до 1 января 2018 года. Составляет оно 10 тысяч 5 тенге.
В Казахстане многодетными семьями считаются те, что воспитывают 4 и более детей. Матери, родившие 6 и более малышей, дополнительно поощряются нагрудными знаками и привилегий имеют немного больше. Немного.
Что же подразумевается под недвусмысленной формулировкой государственных социальных защитников? А то, что
с 1 января 2018 года семьи с 4 и 5 детьми не получают никаких пособий, если ежемесячный доход на каждого члена семьи окажется более 14 142 тенге
«Адресная социальная помощь нового формата (принятая в стране в 2015 году, а введенная в действие с 1 января 2018 года. — авт.) предоставляется семьям со среднедушевыми доходами ниже 50% от величины прожиточного минимума в виде безусловной и обусловленной денежной помощи, с учетом наличия в семье трудоспособных членов семьи, а также при условии обязательного участия последних в мерах содействия занятости», — ответила на вопросы редакции медиапортала 365info Светлана Жакупова.
На 1 января 2018 года этот пресловутый прожиточный минимум составляет 28 тысяч 284 тенге. Делим его пополам, чтобы получить 50%. И умножаем на количество ртов.
Чтобы получать пособие по многодетности, в семье с 4 детьми и 2 родителями сумма дохода не должна превышать 84 852 тенге. На всех членов семьи
Если детей пятеро, то максимум составляет 98 тысяч 994 тенге.
Семьи с 6 и более детьми, где мама является обладательницей подвески «Кумис алка», новшество не коснется. Но там общая сумма госпомощи на всю ребятню в месяц составляет 15 тысяч 392 тенге. Что равно 85,5 тенге в сутки на каждого из шестерых детей.
«Размер выплаты специального государственного пособия для многодетных семей, имеющих четырех и более совместно проживающих детей, которым назначено до 1 января 2018 года, установлено статьей 10 Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2017 года «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» ежемесячно в размере 4,16 месячного расчетного показателя, или 10 005 тенге (в 2018 году)», — написала Светлана Жакупова в комментарии к запросу редакции.
И это пособие в 10 тысяч отменено с целью «укрепления экономической самостоятельности и личной мотивации граждан для выхода из трудной жизненной ситуации». Так написано в ответе вице-министра на запрос редакции.
Конечно, никто в многодетных семьях не считает и не считал эти деньги основой своего благосостояния. Но 10 тысяч в месяц — это:
А это безусловные нужды любой семьи с детьми, сколько бы их ни было.
Не сильно отличаются от «многодетных» пособия по уходу за ребенком до 1 года. Работавшие мамы получают выплаты из Госфонда социального страхования, в зависимости от зарплаты, которую зарабатывали.
А вот безработные роженицы на первого ребенка получают 13 тысяч 853 тенге,
на второго — 16 тысяч 379, на третьего — 18 тысяч 880, на 4 и более — 21 тысячу 405 тенге. И только если в семье родились двойняшки-тройняшки, сумма удваивается/утраивается.
Мы попытались выяснить, какую зарплату в Казахстане получают министры и другие чиновники. Чтобы сравнить уровень их содержания с поддержкой государством рядового населения. Тех же матерей, что рожают и растят будущих налогоплательщиков, которым предстоит в будущем содержать армию госслужащих. Нам ответили, что документ с этой информацией имеет гриф «для служебного пользования», а потому суммы не назвали.
Но об этом в нашей следующей статье.
А пока свою точку зрения на демографическую политику страны высказывает социолог, президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.
— Почему из года в год в нашей стране говорится об улучшении социального самочувствия граждан, а налицо – улучшение только у определенной категории лиц, которые, допустим, к обсуждаемой нами теме прямого отношения не имеют?
— На самом деле уровень доходов населения низкий, поэтому реально любое улучшение рассматривается позитивно, а любое ухудшение – негативно.
Недавно участвовала в одном любопытном анкетировании касаемо демографической политики в Казахстане
Спрашивали, есть ли сама политика, в чем она выражается, что делается в этом плане. Мне предлагалось ответить на ряд вопросов.
После ее заполнения как я могу оценить демографическую политику с позиции авторов анкеты? Это только стимулирование рождаемости вокруг так называемого материнского капитала. Понятно, что он очень важен для привлечения населения к повышению рождаемости. Но при этом как раз, когда мы переходим к цифре в 10 тысяч тенге, о которой я в анкете написала тоже, это уже явно не выглядит заботой государства о подрастающем поколении в течение жизни ребенка до его 18-летия. Это явный несинхрон в плане демографической политики.
И если мы сейчас вдруг повысим материнский капитал, но при этом будем снижать или урезать доходы многодетных семей, это похоже на то, что левая рука не ведает, что творит правая.
Родить – это родить, а вот вырастить ребенка, который требует больших вложений… Если мы уж ставим себе приоритетом человеческий капитал
А это не просто образованный человек, готовый пахать на государство. Это человек здоровый, развитый, хорошо покормленный и воспитанный в благоприятной среде. Этот момент вообще не берется во внимание.
— То есть сейчас, допустим, повысятся выплаты по рождению ребенка, но урежут выплаты при его развитии. Для меня это странно, потому что основные деньги семья тратит не при рождении ребенка, а при его воспитании.
Второй момент – мы, проводя свои исследования, обнаружили, что у нас есть большая категория населения — женщины-домохозяйки. Они сейчас сильно влияют на оценки ситуации в стране. Их физически становится больше. По разным причинам – кто-то с детьми сидит дома, у кого-то просто нет работы. Соответственно, эти
домохозяйки больше всех смотрят телевизор, обсуждают и влияют на настроение в своих семьях
Даже с этой стороны никто не учитывает самочувствие этой категории населения. А они уже сопоставимы. По нашим данным, уже чуть ли не со студенчеством и пенсионерами. Около 10% процентов от общего числа населения. Поэтому когда принимаются решения, сиюминутно связанные с нехваткой денег в бюджете или еще с чем-то, недоучет состояния жизни этой группы может запросто привести куда угодно. Но только не к экономической независимости, как декларируют чиновники. Вдруг могут подняться недовольные голоса с совершенно неожиданной стороны. Я имею в виду домохозяек.
— Которые сидят на иждивении своего супруга и вообще не работает?
— Да. Чаще всего это женщина с детьми. Может быть, она на самом деле чем-то занята, но во всех презентациях это женщина, не имеющая дохода.
— Некоторое время даже на уровне парламента всем домохозяйкам предлагалось дать статус работающих и даже выплачивать зарплату из бюджета. Хотя бы минимальную в 28 тысяч тенге. Даже эти деньги всяко больше, чем эти 10 тысяч тенге для многодетных. Эти разговоры о статусе домохозяек как бурно возникают, так же быстро и заканчиваются.
— Рассказывать про высокий человеческий капитал в отрыве от материального благополучия нелогично вообще. Это признак непонимания, что
человеческий капитал – это не просто новорожденные дети, это люди, которые нормально питались, учились, лечились,
а потом вышли на рынок труда. Поэтому люди, которые разговаривают о человеческом капитале как о неких роботах — а так разговаривает почти все правительство — утеряли причинно-следственные связи между рождением ребенка и его становлением как личности. Это то же самое, что требовать с учителей при их низких зарплатах воспитывать гениев. Есть лозунги, но нет совершенно никакого реального их исполнения.
Я вижу постоянно эти цифры по материальному благополучию. И 10 тысяч тенге для многодетных семей – это какой-то очередной удар
Что я могу сказать по этому поводу? Нет системного представления, откуда берутся дети, сколько на них надо тратить, почему они потом вырастают больные или недостаточно необразованные. Чего можно хотеть от человеческого капитала при таких вложениях со стороны государства?
— Точно. Как будто у чиновников, воспитывающих 3-4 детей, совершенно нет представления, как растут их дети… Растут и растут. Сами по себе.
— Эмоционально можно на этой теме потратить очень много слов. Я когда анкету заполняла, там был такой вопрос: «А нужен ли орган по демографии?» Комитет, допустим. Вот там они где-то в мыслях, наши госслужащие, в создании какого-то нового госоргана.
И они думают, что если дадут материнский капитал в виде одноразовой выплаты, куча народу родит и как-то само собой новое поколение вырастет
Так что логика в стремлении повысить рождаемость, но при этом снизить заботу при развитии ребенка хотя бы до окончания школы, разбивается о логику чиновников – не будем растить иждивенцев. Я это так вижу.