Инициативы Мирзиеёва по миротворчеству в регионе активно развиваются. Как это повлияет на характер отношений Казахстана и Узбекистана, знает востоковед Александр Князев.
Существовавшая в Узбекистане на протяжении четверти века изоляционистская и импортозамещающая экономика выполнила свои задачи. Назрела потребность выходов на внешние рынки — этим и будет определяться новый этап развития. Это объясняет и происходящие реформы в структуре управления, и определенную либерализацию экономической и социальной жизни в Узбекистане.
Столь принципиальное реформирование не может не повлечь за собой изменения во внешней политике Ташкента.
Хотя ее стратегические принципы остаются прежними: равноудаленность от крупных мировых центров,
приоритет двусторонних отношений с кем бы то ни было, неучастие в многосторонних интеграционных форматах
В основе внешней политики Узбекистана по-прежнему остается разумно эгоистический национальный интерес, исключающий — в рамках возможного — компромиссы, влекущие какой-либо ущерб для страны.
Внешнеполитическая
«Тактика Мирзиёева» отличается от «тактики Каримова» лишь меньшим уровнем политизированности
и переносом главных акцентов на распространение экономического влияния.
Первые заявления президента Узбекистана о приоритетности региональных отношений дали основание некоторым наблюдателям сделать чрезмерно оптимистические выводы. Например, о вероятности создания в регионе некоего интеграционного союза 5 постсоветских стран.
Эти оценки были и остаются идеалистическими, поскольку не учитывают того обстоятельства, что интересы в политике всегда были, есть и будут первичны по отношению к любым идеалам.
Тем не менее уже в марте в Астане состоится событие, инициированное из Ташкента. Предстоящий региональный саммит руководителей стран Средней Азии и Казахстана уже вызвал большой резонанс, и не в последнюю очередь именно потому, что инициатива принадлежала не Казахстану — традиционному стороннику различных интеграционных проектов — а Узбекистану.
В ноябре 2017 года Шавкат Мирзиёев предложил учредить Консультативный совет глав государств Центральной Азии, позволяющий на высшем уровне обсуждать региональные проблемы и находить пути их решения.
В Астане эту идею поддержали и трансформировали во вполне конкретную организационную форму.
Впрочем, уже тогда президент Узбекистана подчеркивал, что
речь идет не о создании новой международной организации или какой-либо интеграционной структуры
Это вполне реалистический взгляд на разнонаправленное и разноуровневое развитие стран региона, сближение которых всегда будет лимитировано объективными условиями.
Так, в Ташкенте, Астане, Ашхабаде, Душанбе или Бишкеке абсолютно отсутствует (и даже не обсуждается) готовность к делегированию своих суверенитетов в некие наднациональные управленческие структуры.
Об интеграции речь если и идет, то в основном в эмоциональной плоскости рассуждений отдельных политиков, экспертов и авторов. И меньше всего об этом говорят как раз в Узбекистане.
Хроника постсоветских интеграционных инициатив — а их было более десятка — не показывает успешных примеров. Все разговоры об общей истории, культуре и единстве Центральной Азии — это мифологемы, которыми переполнено современное информационное пространство.
Во всей предшествующей истории страны региона объединялись в рамках единых гособразований только силой.
В историческом измерении времени — ненадолго, чаще всего — силой внешнего актора. Это были Чингисхан, Тамерлан, Российская империя, СССР…
Распространение же мифологем, порождающих неоправданные ожидания, способствует политизации любых проектов, зачастую снижая их прагматическую ценность.
Так что
предстоящий саммит в Казахстане вполне может оказаться полезным инструментом в оптимизации сотрудничества
в регионе. А еще больше — в решении долговременных и возникающих проблем в двусторонних и трехсторонних форматах.
Наиболее очевидной выглядит активизация экономического сотрудничества по линии Казахстан — Узбекистан. В транспортной и энергетической сфере возможна триада Узбекистан — Казахстан — Туркменистан.
Актуальной продолжает оставаться водно-энергетическая сфера. А в связи с рядом китайских проектов — и транспортно-транзитная.
Диалог Ташкента и Астаны содержит в себе еще одну очень важную нагрузку, которая требует отдельного внимания:
это взаимодействие между двумя регионообразующими странами с целью влияния на положение региона в целом
Создание консультативного совета на саммите в Астане — это организация механизмов управления этим влиянием без наднациональных органов.
В меньшей степени это относится и к Туркмении, хотя последняя объективно, в силу простой географии, во многом тяготеет к взаимодействию вне формальных рамок Центральной Азии.
А поскольку Узбекистан остается верен своему уже устоявшемуся неучастию в формализованных многосторонних форматах, сотрудничество в любой сфере может носить только разноуровневый характер. Или же существовать в рамках отдельных конкретных проектов.
Эффективности этого сотрудничества не должны мешать ни участие Казахстана и Кыргызстана в ЕАЭС или в ОДКБ, ни специфический международный статус Туркменистана.
В достаточно короткие сроки руководству Узбекистана уже удалось серьезно обновить характер отношений почти со всеми странами по периметру своих границ. Хотя с разным качеством и в различной степени, что только подтверждает невозможность унифицировать взаимоотношения всех 5 постсоветских стран под некий стандарт абстрактного союза.
После успешного старта нового руководства Узбекистана в отношениях с Москвой и Пекином (весной 2017 года) следующей задачей Ташкента стало утверждение обновленного формата в отношениях с Вашингтоном и Европой.
Этапами этой работы стали участие Шавката Мирзиёева в работе 72-й сессии Генассамблеи ООН и узбекско-американском бизнес-форуме в столице США в сентябре 2017 года.
Интенсивные контакты с США стали едва ли не главной линией внешней политики Узбекистана и в начале 2018 года
17 января министр иностранных дел Абдулазиз Камилов провел встречу в Вашингтоне с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Томасом Шенноном.
31 января Камилов принял в Ташкенте первого заместителя помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс.
Г-жа Уэллс встретилась также с первым зампредседателя сената Олий Мажлиса Содиком Сафоевым и спецпредставителем Узбекистана по Афганистану Исматиллой Эргашевым.
Эта интенсивность
дала повод некоторым обозревателям говорить о «новом витке сближения США и Узбекистана»
А 21 января Узбекистан и Афганистан выступили с инициативой о проведении в конце марта в Ташкенте международной конференции «Афганистан — путь к мирному будущему».
«Ташкентская встреча послужит закреплению результатов в рамках общих международных усилий на разных уровнях», — заявил Абдулазиз Камилов.
Визиты Камилова в Тегеран, Дели и Исламабад можно рассматривать как начало активизации внешней политики Узбекистана на этих направлениях.
Несомненно, что на встречах в трех столицах обсуждались и общие вопросы развития двусторонних отношений.
Главная задача визитов —
вовлечение Ирана, Индии и Пакистана в предстоящую конференцию по афганскому урегулированию
Однако активность Ташкента на афганском направлении нельзя рассматривать как некий отдельный эпизод политики Узбекистана.
Во второй половине января в Нью-Йорке состоялась встреча дипломатических представителей среднеазиатских стран СНГ и США в формате С5+1.
Главная цель старого проекта «Большой Центральной Азии», урезанным вариантом которого, по сути, является формат С5+1, —
обеспечить геополитический и геоэкономический отрыв этого региона от России и Китая
При этом интеграция его с соседними государствами Среднего Востока и Южной Азии под патронажем США.
Это позволило бы американцам закрепиться в Центральной Евразии, не имеющей выхода к Мировому океану,
но занимающей крайне важное стратегическое положение на границах между Россией, Китаем и Ираном.
Узбекистан занимает в этом проекте центральное место. Однако есть основания полагать, что
и здесь Ташкент стремится к роли субъекта, а не просто объекта манипуляций Вашингтона
Инициатива Узбекистана в проведении конференции «Афганистан — путь к мирному будущему» преследует две цели. Она должна окончательно утвердить новый статус страны в регионе, учитывая пассивность Ташкента в широкой региональной политике в предыдущие годы.
До сих пор из стран региона
только Казахстан мог заявлять о себе как о серьезном игроке, организуя в Астане переговоры по Сирии
и предлагая свое посредничество в конфликте на Украине и Нагорном Карабахе.
Впрочем, на позитивный характер двусторонних отношений Казахстана и Узбекистана это пока никак не влияет.
Развитие переговорного процесса по узбекской инициативе и под эгидой ООН представляет собой обновленную версию туркменской инициативы по проведению в Ашхабаде переговоров между афганским правительством и «Талибаном».
Это могут быть и параллельные процессы, но очевидно, что они взаимосвязаны между собой. Это подтверждается интенсивностью двусторонних контактов между Кабулом и Ташкентом, а также между Кабулом и Ашхабадом в последние 2-3 месяца.
Инициатива Ташкента также не противоречит казахстанско-американскому диалогу в целом и по афганской тематике в частности
Геополитические противники США в региональной политике — Россия, Иран, Китай, Пакистан — вряд ли будут в рамках новой инициативы допущены к влиянию на какие-либо принципиально важные решения.
Тот факт, что
внешнеполитическая деятельность Кабула стратегически управляется из Вашингтона, сомнению не подлежит
И Кабул неспроста идет на новый уровень отношений с Ташкентом, что резко контрастирует, например, с отношением кабульского правительства к российским инициативам по той же афганской тематике.
Узбекистану в рамках происходящего изменения его экономической и отчасти политической модели
крайне необходимы диверсифицированные выходы на внешние рынки, а также внешние инвестиции
Рост международного авторитета страны должен повлиять на инвестиционный климат. А страны, задействованные в ситуации по Афганистану — Иран, Пакистан, Индия — важны и как рынки, и как участники трансграничных товарных коммуникаций.
Хотя, конечно, параллельно с достижением собственных задач
Ташкент, прямо или косвенно, но выполняет и задачи американской региональной политики
Вряд ли это можно квалифицировать как новый виток сближения между Ташкентом и Вашингтоном.
В рамках своей внешнеполитической доктрины Узбекистан продолжает действовать в парадигме многовекторности, в наибольшей степени отвечающей его собственным национальным интересам.
Скорее, это способ достижения текущих целей, а также баланс стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с Китаем и союзнических отношений с Россией.