Группировка ИГ по-прежнему активна в ряде провинций Афганистана. Условия для передвижения на территорию страны боевиков окольными путями из стран Центральной Азии сохраняются. А значит возможен возврат боевиков на родину, считает Сергей Масаулов, координатор экспертной платформы «Большая Евразия».
Согласно официальным отчетам, боевики ИГ действуют в провинциях Нангархар, Кунар, Лагман и Нуристан на востоке Афганистана. Кроме того, в последние месяцы наблюдается повышение активности группировки в северной части страны, в частности, в провинциях Джаузджан, Фарьяб и Сари-Пуль.
Депутаты нижней палаты афганского парламента (Волуси Джирги) сомневаются в достоверности правительственных оценок численности на территории страны группировки «ИГ».
По информации телеканала «Толо», депутат Махмуд Сулейманхейль заявил, что если сложить правительственные данные о потерях группировки, это число достигнет нескольких тысяч человек. Однако это разнится с цифрой с 1-2 тысячи общей численности боевиков, приводимой правительственными чиновниками.
Другие депутаты утверждают, что если бы правительственная информация была достоверной, данная структура должна исчезнуть. Но это не так.
На данный момент группировка по-прежнему сохраняет активность в ряде провинций страны. Отсюда либо предоставляется недостоверная информация по потерям боевиков, либо численность их намного выше, чем заявляется в официальных источниках. Фактически это отметил депутат от провинции Кабул Джафар Махдави.
Во-первых, сохраняются долговременные причины и источники постоянного воспроизводства численности незаконных вооруженных формирований в Афганистане.
Во-вторых, сохраняются условия для передвижения на территорию страны боевиков извне, часто окольными путями из стран Центральной Азии. А значит возможен и возврат боевиков на родину.
В-третьих, сами по себе эти формирования не способны на серьезные и большие операции с различными уровнями планирования и стратегическими расчетами последствий.
Следовательно, совершение больших террористических акций возможно только при наличии крупного субъекта,
с государственным уровнем планирования, который заинтересован в действиях разношерстной международной террористической группировки.
Причем в современном мире стало понятно, что это не только какое-нибудь государство. Это могут быть организованные группы и объединения экономических и политических интересов, которые оперируют в целых регионах.
Именно это можно наблюдать в Сирии. Понятно, что
никаким «боевикам» не под силу спланировать, и главное – осуществить теракт уровня взрыва в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года
Поэтому угроза странам Центральной Азии от групп боевиков, которые базируются в некоторых провинциях Афганистана, возникнет только в случае заинтересованности международного субъекта в подобном сценарии.
Ну, и конечно, при наличии внутренней слабости, раскола общества и недоверия власти в широких массах населения.