Порочный круг проблем банковского сектора выглядит примерно так: у банков много токсичных кредитов. Надо бы раздавать кредиты меньше и аккуратнее, но не получается. На чем тогда зарабатывать?
Крупный бизнес наших кредитов сторонится — дорогие. Госкомпании вообще предпочитают попрошайничать льготные кредиты из бюджета — они намного дешевле банковских продуктов. И банки вынуждены зарабатывать на населении, выдавая едва ли не всем подряд и на все подряд.
Токсичные кредиты накапливаются, портят репутацию банков и… И государство вынуждено платить за это снова. Деньгами налогоплательщиков.
Существует ли способ сломать эту порочную систему, плодящую одни и те же проблемы из года в года?
Да. Например, прекратить давать госкомпаниям льготные кредиты из бюджета. Пусть идут за кредитами в банки.
В структуре экономики Казахстана соотношение объема кредитов в банках и ВВП невысокое — меньше, чем в развитых странах. Так, на конец 2016 года этот показатель был всего 22%, хотя в соседней России на тот период он был выше более чем в два раза — 48%. По словам экономиста Айдархана Кусаинова, это доказывает, что банковская система страны от сложившейся схемы серьезно страдает. При этом средства на крупные и значимые проекты в Казахстане привлекаются из-за рубежа. Что, естественно, не играет в плюс экономике.
— Такие проекты, как «Кашаган» или «Карачаганак», требуют миллиарды. Но в казахстанских банках нет таких денег. Поэтому и привлекаются стратегические инвесторы из-за границы, — подчеркивает он.
По его словам, государству пора прекращать давать льготные кредиты квазигоскомпаниям.
— Вот «Самрук-Казына», к примеру, мог бы кредитоваться в банках
Вместо этого он берет льготные кредиты из Нацфонда. То же самое может делать и холдинг «Байтерек». Естественно, квазигоссектор не хочет брать кредиты в коммерческих банках, ведь это дороже. Дешевле получить преференции от государства. Но для кого это выгоднее в конечном счете? Я считаю, государство не должно выдавать льготные кредиты в таких объемах, вместо этого оно должно заниматься социальной поддержкой населения, — считает он.
Госкомпании должны обращаться в банки и там доказывать рыночную состоятельность проектов. А для этого придется постараться и создавать действительно важные проекты. Но пока есть возможность получать льготные кредиты у государства, никто и не научится работать по-серьезному.
Есть и другой аспект — стимулирование работы банков. Выдача крупных кредитов квазигоссектору оживила бы банковский сектор и в конечном итоге привела к удешевлению кредитов для населения.
Кусаинов сравнивает банки с автомобильным заводом:
— Если завод производит 100 машин в день, себестоимость каждой будет высокая. Если же завод производит 10 тыс. машин, они будут дешевые. Условно говоря,
если бы даже один «Байтерек» стал кредитоваться в коммерческих банках, это сдвинуло бы систему,
банки бы на нем одном заработали. И все остальные кредиты пусть немного, но подешевели бы за счет такого крупного клиента.
По мнению Кусаинова, с обилием плохих кредитов на счету у банков нужно было бороться значительно раньше — десять лет назад. Увы, время ушло, и это время стоило 3 трлн тенге, которые государству пришлось влить в банковскую систему. Безвозвратно.
— Просто тогда это «недорешали». Вспомните, из чего появилась проблема БТА банка? Его же спасали-спасали и не «доспасли»-
часть «плохих» кредитов перекрыли, часть осталась. А нужно было либо спасти до конца, либо обанкротить
В итоге проблема, как недолеченная болезнь, висела в банковской системе десять лет. Неслучайно этот период для банковской системы называют «потерянным десятилетием»: ее развитие замерло, — убежден экономист.