В ближайшем будущем правительство уже не сможет помочь банковской системе. И это чревато дефолтом.
Часть из средств, которые были направлены на оздоровление банковской системы в размере 3,05 трлн тенге, не вернутся. Такое мнение высказали финансисты на V Саммите топ-менеджеров финансового блока CFO IDEA EXCHANGE & NETWORKING EVENT 2018.
— Какая-то часть денег от 2,4 трлн тенге из банков (после выкупа проблемного портфеля БТА в Казкоме — прим. ред.) не вернется. Понятно, что это (доля кредитов БТА в Казкоме. — ред.) был пузырь проблемных кредитов. Есть объективные и субъективные причины этой ситуации. Первая —
это девальвации тенге, выданные займы в долларах, которые сразу надули стоимость основного долга
При этом актив, который был в обеспечении в виде земли и недвижимости, упал в цене. То, что позже и у БТА, и у Казкома не было достаточности капитала для провизования и списывания этого пузыря, большой вопрос. Но сам факт, что этот пузырь надулся, негативно говорит о риск-менеджменте банка. Хотя ситуация и сложилась в силу субъективных и объективных факторов, — заявила глава «Народного банка» Умут Шаяхметова.
Экономист Магбат Спанов убежден, что Шаяхметова не договаривает — все эти деньги, вложенные государством в банки, не вернутся.
— Если помните, в 2009 году в рамках программы помощи государство дало банкам напрямую 5 млрд тенге. А
всего на помощь всей экономике направили 19 млрд. Пока все это так и висит в воздухе, хотя прошло уже почти 10 лет
В нашей финансовой системе складывается очень опасная ситуация, хотя все подается с эйфорией, как спасение банков. Если раньше в основе финансовой системы стояло 3 банка — «Казкоммерцбанк», «БТА» и «Народный», теперь все это собрали в одном. И наша финансовая система теперь очень уязвима. Если раньше мы могли как-то помогать каким-то банкам, то в ближайшем будущем, если вдруг у «Народного» начнутся проблемы, наша страна может оказаться на грани дефолта, — считает Спанов.
Как долго государство сможет и захочет помогать банку, который занимает 70% банковской сферы? Спанов уверен, что запас терпения будет исчерпан уже после 2020 года. Просто потому, что такое положение вещей — нарушение логики рыночных отношений.
— Ситуация в экономике «аховая»,
я даже не представляю, как правительство будет из этого выпутываться
Банки может спасти квазигоссектор — Кусаинов
У нашего правительства, к сожалению, нет собственного четкого видения по развитию экономики. Мы опять в очередной раз прислушиваемся к зарубежным экспертам. Но я считаю, что у премьер-министра должно быть собственное понимание экономического развития. Не надо ни к кому прислушиваться. Получается, у нас назначают премьеров без собственного экономического видения. Они даже не представляют, что делать с экономикой. И вместо того чтобы ориентироваться на международные рейтинги, нужно ориентироваться на рейтинг поддержки населения, — убежден экономист.
На сегодняшний день, по наблюдениям Спанова, в стране наблюдается отсутствие класса собственных инвесторов. И это не компенсировать иностранными. Особенно после того, как Казахстан нарушил соглашения ОПЕК по добыче нефти.
Эксперт считает, что экономике Казахстана не поможет и внедрение программы «Цифровой Казахстан». Хотя правительство за счет нее хочет добиться более 30% роста экономики.
— Участвуют в программе цифровизации Казахстана в основном иностранцы. Вот и думайте,
какой иностранец будет «поднимать» чужую страну, чтобы она начала выигрывать конкурентную борьбу?
К тому же, цифровизация экономики — это просто сокращение каких-то процедурных моментов. Но это не означает рост экономики. Цифровизация не сможет диверсифицировать экономику, — говорит экономист.
Также, по его словам, огромные затраты бюджетных средств сегодня идут на программу «Болашак».
— В Казахстане на сегодняшний день подготовлено более 10 тыс. болашаковцев. И на это затрачены миллиарды.
Но какой мультипликативный эффект от этого, кроме арестов некоторых значимых фигур из числа бывших студентов «Болашака» по обвинению в воровстве?
Что дала эта программа экономике? Мне кажется, нам нужно жить по средствам и закрывать все эти программы, — заключает он.