В январе с США было подписано более 20 документов об инвестиционном и торгово-экономическом сотрудничестве. Что произошло за истекший месяц, какие соглашения уже реализуются?
Оценку перспективам казахстанско-американского экономического сотрудничества дают известные российские экономисты.
В январе были презентованы национальные флагманские проекты – Международный финансовый центр «Астана», специальные экономические и индустриальные зоны. Американский бизнес пригласили поучаствовать в программе приватизации и реализации совместных проектов в агропромышленном комплексе.
Стороны заключили 20 контрактов на сумму 7,5 млрд долларов
Однако один нюанс испортил все впечатление – речь идет о закупке Казахстаном американских товаров и услуг. Победные реляции и отчеты перед избирателями о новых рабочих местах на этот раз звучали в сообщениях Госдепа, а не из уст казахстанских официальных лиц.
Особого внимания заслуживает номенклатура закупленных товаров. Из озвученного: казахстанские авиакомпании SCAT Airlines и «Эйр Астана» приобрели у Boeing 9 самолетов едва ли не самой последней модификации на сумму 1,3 млрд долларов.
Благодаря этой сделке, как сообщает Госдепартамент США, в Америке будет создано 7,1 тыс. прямых и косвенных рабочих мест.
SCAT Airlines заказал 6 самолетов модели Boeing-737 MAX 8 (первый 737 MAX был поставлен заказчикам только в 2017 году).
При этом первое судно этой модели пополнит авиационный парк казахстанской компании уже в марте 2018 года.
В свою очередь, «Эйр Астана» приобрела 3 самолета «787 Дримлайнер» с запланированной поставкой в 2021 году.
Было бы резонно задаться вопросом:
почему «Эйр Астана», в 2015-2016 годы декларировав убытки, закупает новые дримлайнеры стоимостью от $220 до 300 млн,
а не приобретает их, скажем, в лизинг, как это обычно делают авиакомпании?
Ведь во всем мире, и в Казахстане в том числе, прибыль авиаперевозчиков формируется благодаря тому, что
борта никогда не оплачиваются целиком, а приобретаются в рассрочку
и приносят компаниям прибыль с момента пополнения авиапарка.
Очевидно, что для такой капиталоемкой и зачастую дотационной отрасли, как авиастроение, новые клиенты и новые рынки сбыта – это своего рода бизнес-удача.
Что касается сделки между General Electric и КТЖ о приобретении 300 новых сцепных локомотивов на сумму почти 900 млн долларов (контракт поддержит либо создаст новые 3,5 тыс. рабочих мест в США) она выглядит еще более трудно объяснимой.
Сегодня в индустриальном парке Астаны действует собственный завод по строительству локомотивов General Electric серии Evolution — АО «Локомотив құрастыру зауыты», созданный в 2009 году.
В свое время предприятие позиционировалось как флагманский проект казахстанского машиностроения, а компания General Electric принимала участие в разработке технических характеристик собираемых в Казахстане тепловозов.
В настоящий момент заводом на равных долях (50/50) владеет российский «Трансмашхолдинг» и General Electric Transportation.
Как сообщается на официальном сайте предприятия, в настоящее время
«Локомотив құрастыру зауыты» обеспечивает 80% потребности национальной компании КТЖ в грузовых тепловозах
К настоящему дню на заводе было построено 301 грузовых и 8 пассажирских тепловозов, из которых 23 единицы были поставлены на экспорт в Таджикистан, Азербайджан, Туркменистан, Украину и Кыргызстан.
Причем за первые 5 лет на заводе было собрано 280 тепловозов, а
с 2015 года предприятие, на котором работает свыше 700 рабочих, пребывает в кризисе из-за нехватки заказов
Почему КТЖ вознамерились приобрести локомотивы в США при наличии казахстанского производителя, несколько лет находящегося в кризисе из-за отсутствия заказов, и тем самым, скорее всего, «похоронить» флагман отечественного машиностроения, вопрос, по-видимому, риторический.
Еще один парадоксальный нюанс заключается в том, что национальный железнодорожный перевозчик испытывает острую потребность не в локомотивах, а в подвижном составе – грузовых вагонах и зерновозах.
Напомним, что когда в декабре 2017 года на внутреннем рынке зерна возник коллапс, первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов связал это с нехваткой грузовых вагонов и зерновозов у КТЖ.
По словам чиновника МСХ, около 40-50% заявок на перевозку зерна в Казахстане не обеспечены вагонами
С нехваткой подвижного состава у национального железнодорожного перевозчика связывают также периодически возникающие в Казахстане сбои с поставкой угля населению.
Вопрос о необходимости создания собственного производства грузовых вагонов в Казахстане поднимался неоднократно.
Напомним, в марте 2017 года Министерство по инвестициям и развитию РК предложило привлечь 50 млрд тенге (140 млн долларов США) из ЕНПФ для производства грузовых вагонов на отечественных машиностроительных предприятиях.
Иных возможностей изыскать средства, кроме как залезть в карман вкладчиков пенсионного фонда, МИР РК не смог
Однако менее чем через год КТЖ нашли куда более значительную сумму – 900 млн долларов – но уже на поддержку американского машиностроения и создание 3,5 тыс. новых рабочих мест в США.
Еще одна сделка, размер которой пока не оглашается, заключена между General Electric Digital и ФНБ «Самрук-Казына».
Как говорится в итоговом пресс-релизе, опубликованном Акордой, соглашение о стратегическом партнерстве, подписанное сторонами, «нацелено на ускорение цифровой эволюции портфеля индустриальных компаний Фонда» на основе платформы Predix.
Следует напомнить, что в состав ФНБ «Самрук-Казына» входят отраслевые лидеры «Казатомпром», «КазМунайГаз», «Казахстан Темир Жолы», «Самрук Энерго», а также «Казахтелеком» и «Эйр Астана». Эти компании в совокупности составляют 35% национального ВВП.
Складывается впечатление, что Казахстан в какой-то степени стал заложником новой экономической политики Трампа по расширению рынков сбыта американской продукции и создания новых рабочих мест.
Как отметил недавно известный российский экономист Михаил Хазин в интервью радио «Эхо Москвы», тем самым Трамп, по сути, выполняет предвыборные обещания.
«У Трампа две группы поддержки — это «реднеки», работяги и бизнес — реальный, а не финансовый сектор. А для реального сектора каждый визит Трампа в Давос — это заказы.
Он продавил Саудовскую Аравию, он все время непрерывно пытается продавливать
Он использует ресурс государства для поддержки своего реального сектора, для поддержки экспорта. Он молодец», — сказал Хазин.
В другом своем выступлении на заседании Изборского клуба Хазин подчеркнул, что поскольку «американскую продукцию в индустриально развитых странах мира не ждут,
рынками сбыта для США станут отсталые, но платежеспособные постсоветские страны
В эту категорию попадает и Казахстан.
Сходную оценку высказал недавно в интервью казахстанским СМИ координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов.
«Никаких реальных вложений в обрабатывающую промышленность, а уж тем более в высокотехнологичное производство США в регионе не планируют.
Помимо добывающего сектора их, по сути, ничего не интересует. Поэтому «Большая Центральная Азия» — это одна большая иллюзия.
Не следует ждать от этого проекта хоть сколько-нибудь существенной экономической поддержки, нужно надеяться только на свои силы.
Я уверен, что ключ к экономической устойчивости центрально-азиатского региона лежит в интеграции и кооперации между странами.
Несколько более оптимистичную оценку перспективам казахстанско-американского экономического сотрудничества дает научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья института Востоковедения РАН Александр Воробьев:
Казахстан может получить от США приток инвестиций, технологическое и консультативное содействие
Например, в финансовом секторе, добывающих отраслях и ряде инновационных проектов.
«Это было бы полезным для экономики республики. Однако иметь сверх ожидания на этот счет было бы несколько опрометчивым. Во-первых, как мы помним, для Дональда Трампа «Америка прежде всего». А это значит, что
основным мерилом для Вашингтона являются не казахстанские, а собственные интересы
и потребности американского бизнеса. Это надо понимать.
Второй момент заключается в том, что несмотря на позитивные сигналы «сверху», важное значение для успешной интенсификации сотрудничества имеет текущая экономическая привлекательность страны — насколько интересны те возможности для бизнеса, которые сегодня есть в Казахстане, насколько удобно и предсказуемо вести бизнес в стране», — заключает эксперт.