Уже в первые месяцы президентства Мирзиёев частенько высказывал недовольство структурой СНБ. По его мнению, «опора узбекского государства» не отвечает требованиям современности и нуждается в реструктуризации.
Многие политологи считали Иноятова одним из возможных преемников власти после смерти Ислама Каримова. Однако на пост был избран Мирзиёев. В течение года новый президент аккуратно подбирался к главе СНБ, сначала уволив первого заместителя Иноятова, а затем проведя кадровые перестановки в МВД и минобороны.
Отметим, незадолго до увольнения Иноятова президент выступил с заявлением, что «в настоящее время органы Службы национальной безопасности действуют на основе положения, утвержденного правительством 26 лет назад».
Основные претензии Мирзиёева к работе СНБ –
неправомерные обыски и ведение прослушивания без судебных приказов, практика запугивания граждан
«Неприемлемо арестовывать людей на основании ложных показаний. До тех пор, пока следователи не смогут доказать вину человека, его не следует помещать в тюрьму. Мы оборудуем камерами места для проведения допросов», — сказал Мирзиёев.
Об отставке Иноятова стало известно в ходе расширенного заседания коллегии СНБ, прошедшего 31 января под председательством Ш. Мирзиёева.
Отметив весомый вклад СНБ в обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности Узбекистана, Мирзиёев указал и на ряд существенных недостатков в работе ведомства.
Президент считает, и небезосновательно, что полномочия Службы национальной безопасности непомерно велики, при этом добавив, что силовая госструктура должна осуществлять свою деятельность согласно принципу
«Не народ служит государственным органам, а государственные органы служат народу»
«Серый кардинал», экс-сотрудник КГБ, бессменный лидер СНБ стал членом сената Олий Мажлиса (парламента).
Президент оказался щедрым и дал Рустаму Иноятову
почетную должность советника при президенте Республики Узбекистан
Иноятова сменил Ихтиёр Абдуллаев, бывший генеральный прокурор страны.
Что же означает отставка Рустама Иноятова и каково ее значение для Узбекистана?
Политолог Рафаэль Сатторов поддерживает решение президента:
«Иноятов на своем посту находился почти 20 лет, а это очень много. На таком посту, который закрыт от публичной жизни, у любого человека складываются определенные привычки, зачастую вредные.
Более того, надо понимать, что
долгое нахождение на одной должности вырабатывает у чиновников определенные предпочтения,
которые могут не соответствовать новым современным реалиям, особенно
если учитывать личностный фактор, который играет в Узбекистане огромную роль
Нет никаких сомнений, что при сохранении имеющегося кадрового состава и курса СНБ серьезные изменения во внутренней и внешней политике были бы невозможны.
Невозможны процессы либерализации визового режима, избавления от тотального контроля всей общественной жизни и избавлению предпринимателей от произвола чиновников и силовиков.
То, что Иноятов когда-то сыграл позитивную роль в обеспечении безопасности – факт неоспоримый. Но
былые заслуги не могут оправдать сегодняшний слишком раздутый силовой блок, который монополизировал все и вся
СНБ в новых реалиях должна работать не в роли «тайной полиции», не должна заседать в каждом университете и каждом ведомстве. Ее задача — прежде всего выполнять свои профессиональные функции в контрразведке.
Сегодня СНБ — второй по значимости орган власти, которого опасаются все ведомства. И ситуация назрела для того, чтобы снизить чрезмерно раздутое влияние Службы национальной безопасности».
Отметим, что ведомство в 2018 году ожидают кардинальные преобразования. Планируется разработка Закона Республики Узбекистан «О Службе национальной безопасности», который определит основные функции и задачи СНБ. И самое главное, позволит четко разграничить полномочия силовых органов.