Отставка многолетнего руководителя узбекской спецслужбы, Службы национальной безопасности (СНБ) Рустама Иноятова не могла не вызвать бурных обсуждений в информационном пространстве. Его называли наиболее могущественным человеком в Узбекистане после бывшего президента Ислама Каримова.
В принципе, в любом постсоветском государстве такая должность имеет огромное значение. Но в Узбекистане с его системой жесткого контроля, кто-то скажет — практически тотального контроля над общественной жизнью, руководитель спецслужбы — это больше, чем просто влиятельный и очень осведомленный чиновник. Такой человек должен не только знать все обо всех, но и держать нити управления ситуацией – от властных кабинетов в Ташкенте и вплоть до какой-нибудь махалли на границе с Афганистаном.
Тот факт, что
Иноятов занимал эту должность 23 года, с одной стороны, говорит об абсолютном доверии к нему Ислама Каримова,
с другой стороны — о его эффективности на своем посту. Причем эффективности безотносительно всех нюансов его профессии, к тому же осложненных спецификой Узбекистана. Потому что человек с такой информацией, такими возможностями и тем более при отсутствии конкурентов потенциально может стать слишком важной фигурой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, что бывшего узбекского президента устраивала работа Иноятова. Хотя обычно в подобных ситуациях в разных странах стараются не допустить такой концентрации специальных полномочий в рамках одной структуры или у одного человека.
Поэтому отставка Иноятова при любых обстоятельствах и любых возможных вариантах того, почему это произошло, все равно стала чем-то вроде извержения вулкана на узбекском политическом поле.
Естественно, появилось много комментариев. В некоторых из них говорилось о том, что нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который проводит попытку управляемой либерализации страны, убрал Иноятова, который в силу прошлого опыта был против любых перемен. Другие утверждали, что это ни в коем случае не отставка, а совместное решение двух влиятельных политиков. Причем главная причина связана со здоровьем Иноятова, которое не позволяет ему в полной мере выполнять свою работу, исходя из новых задач. Поэтому на должности советника президента он сможет выполнять роль своего рода аксакала и обеспечить преемственность.
Почему Мирзиёев снял главу Службы национальной безопасности?
Естественно, появлялись также версии, что отставка Иноятова — это результат его поражения в борьбе за власть с Мирзиёевым. И вчерашние союзники таким образом завершили период мирного сосуществования. Здесь, несомненно, что они должны были действовать согласованно в момент перехода власти. Потому что в сложной ситуации необходима была внутренняя консолидация в узбекской вертикали власти. Поэтому решение надо было принять где-нибудь в кулуарах, чтобы потом представить его как единое мнение. И в этот тонкий момент позиция руководителя узбекского СНБ наверняка имела огромное значение. Поэтому некие договоренности были просто неизбежны.
Однако также неизбежно и последующее развитие событий. Президент Мирзиёев начинает формировать собственную вертикаль власти. Сначала отстранили многолетнего вице-премьера Рустама Азимова, которого год назад его называли в числе возможных преемников Ислама Каримова. Теперь пришла очередь Рустама Иноятова. В прежние времена оба этих политика были как минимум равными Мирзиёеву фигурами. Но для новой властной вертикали это уже прошлое, и очень часто весьма нежелательное. Новый узбекский президент должен назначать тех, кто будет лично ему обязан.
Если согласиться с такой логикой, становится очевидно, что
Мирзиёев не мог допустить, чтобы Иноятов продолжал руководить такой могучей структурой как СНБ
В том числе потому, что он не мог доверять ему точно так же, как Каримов. Согласно принципам восточной политики, Мирзиёеву, несомненно, был нужен свой человек во главе пожалуй самой влиятельной организации в Узбекистане.
Характерно, что новым руководителем СНБ стал Ихтиер Абдуллаев, карьера которого не была связана с этой организацией. Он работал судьей, занимал должность государственного советника по координации действий правоохранительных органов, сенатором, генеральным прокурором. Очевидно, что он имеет представление о специфике работы, но при этом, не являясь человеком из системы, может посмотреть на ситуацию со стороны. Наверняка это не случайное решение. После 23 лет работы Иноятова большинство ключевых сотрудников СНБ не могут не быть обязаны своей карьерой теперь уже отставному руководителю этой организации.
В целом, вполне естественно назначение Иноятова на должность советника при президенте Мирзиёеве. Например, узбекский президент не хочет парализовать работу СНБ, значит ему может понадобиться мнение бывшего руководителя этой организации. Кроме того, Иноятов много знает, нельзя отпускать его слишком далеко. Но нельзя также исключать и договоренностей, которые нынешний узбекский президент в целом соблюдает.
Так что все же перед нами классическая схватка «бульдогов под ковром», по образному выражению Уинстона Черчилля относительно политической борьбы в СССР. Но она не носит слишком жесткого характера. К примеру, в Туркменистане после неожиданной смерти президента Сапармурада Ниязова подобная схватка закончилась осуждением сначала спикера парламента Овеза Атаева, затем шефа безопасности Ниязова Акмурада Реджепова.
В принципе, сегодня перед Узбекистаном стоит весьма непростая задача модернизировать страну, которая неизбежно будет сталкиваться с серьезными трудностями. В этой связи президент
Мирзиёев явно стремится иметь полный контроль над ситуацией
А любые реформы в современном Узбекистане зависят от ключевого вопроса – как провести модернизацию, не рискуя при этом общей стабильностью.