Казахстан улучшил показатели в международных рейтингах борьбы с коррупцией. Но насколько эти цифры отражают реальную ситуацию?
31 января Всемирный проект правосудия – одно из девяти рейтинговых агентств, оценивающих прогресс в борьбе с коррупцией, выступила с ежегодным отчетом Индекса верховенства закона, сообщает Tengrinews.kz. По оценке этой организации
Казахстан занял 64-е место среди 113 стран мира, поднявшись на девять позиций по сравнению с результатами 2016 года (73 место)
Аналогичные положительные изменения отмечены и в Ежегодном рейтинге глобальной конкурентоспособности Международного института развития менеджмента. Согласно ему в 2017 году наша страна заняла 32-е место, тем самым улучшив показатель на 15 позиций по сравнению с 2016 годом (47-е). Но отражают ли эти рейтинги реальную ситуацию по борьбе с коррупцией в стране?
По мнению политолога Марата Шибутова, в Казахстане в последнее время действительно многое делается для устранения коррупции.
— В 2017 году очень активно действовало Агентство по делам госслужбы. И не только в плане выявления коррупционных преступлений. Глава Агентства Алик Шпекбаев провел очень большую работу, чтобы донести до мирового сообщества реальную ситуацию в Казахстане. Во-первых, все эти доклады по борьбе с коррупцией были переведены на английский язык и представлены соответствующим международным организациям. Кроме того он сам участвовал в различных делегациях и рассказывал обо всех достижениях и реформах, которые проводятся в Казахстане. То есть,
ранее те, кто составлял эти рейтинги, прежде всего учитывали сообщения зарубежных СМИ,
доклады различных НПО, и т.д. А там информация шла в основном негативная, потому, что положительные новости никого не интересуют. И за счет этого складывалось гораздо худшее восприятие, чем было на самом деле. Теперь же эти организации получают сведения из первоисточника, что не могло не повлиять на составление международных рейтингов.
Но и в практическом плане ситуация по борьбе с коррупцией изменилась в лучшую сторону. В 2017 году была значительно усилена мониторинговая деятельность, и сотрудники Агентства постоянно выезжали в ЦОНы, спецЦОНы и другие госучреждения, которые непосредственно работают с гражданами. Они изучали ситуацию изнутри, было сделано очень много замечаний и по всем им приняты исполнения. Так же был сделан внешний анализ коррупционных рисков по 16 отраслям, и для того, чтобы снизить их также был проведен большой объем работы. Плюс к этому, в конце 2017 года был представлен план по реализации антикоррупционной стратегии, в создании которого принимали участием более 100 общественных организаций. В итоге в окончательном варианте было
запланировано около 140 мероприятий по борьбе с коррупцией
То есть, в 2017 году была проведена очень большая работа по борьбе с коррупцией, и это сказалось на всех международных рейтингах.
Как отметил Замир Каражанов, политолог, существует множество разных рейтингов и у каждого своя методика составления. И за основу берутся объективные и субъективные показатели. Объективные – это сколько было выявлено коррупционеров, а также целевое и нецелевое расходование бюджетных средств. А субъективный показатели – это опросы, которые обычно проводят среди населения, представителей бизнеса (которые чаще всего сталкиваются с коррупционными проявлениями) и т.д.
— Мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда действительно участились факты преследования коррупционеров на разном уровне и
даже стали эффективно бороться с коррупционными схемами в офшорных зонах
Это говорит о том, что у нас действительно стали серьезно заниматься этой проблемой, – говорит политолог. – То есть борьба с коррупцией действительно ведется, поэтому мы и в международных рейтингах смогли подняться.
Правда, на мой взгляд, остается проблема:
коррупционные преступления легко меняются на более легкие статьи, благодаря чему у нас коррупционеры выходят из зоны ответственности
Я же считаю, что если коррупционера поймали, то не должно быть никаких служебных взысканий и профилактических бесед. Наказание должно соответствовать совершенному преступлению. А
если человек ворует миллионы, а его наказывают условным наказанием или штрафом – это не серьезно
Нужно, чтобы он знал, что наказание за это преступление очень жесткое и оно неотвратимо.
Так же должны быть разработаны четкие механизмы снижения коррупционных рисков. И они реально должны работать. Кроме того, должны быть проверяющие не только со стороны государства, но и со стороны населения. Чтобы простой человек столкнувшийся с коррупционными проявлениями мог без опаски позвонить в уполномоченный госорган и знать, что по его обращению будут приняты меры. И
если он увидит, что коррупционера вывели из кабинета в наручниках, то только тогда это все будет эффективно работать
Но в принципе то, что мы сейчас видим по новостям, более или менее адекватно отражает общую ситуацию по борьбе с коррупцией в нашей стране. И я думаю, мы по праву заняли столь высокое место в этих международных рейтингах.