Традиционное январское затишье на автомобильном рынке Казахстана в 2018 году оказалось не столь заметным: количество поставленных на учет автомобилей оказалось максимальным для первого месяца за последние 3 года. По сравнению с 2017 увеличилось количество сделок как с новыми авто, так и на вторичном рынке. Однако до сих пор наибольшим спросом пользуется автохлам старше 20 лет.
По данным Ассоциации Казахстанского Автобизнеса (АКАБ), в январе 2018 года органами МВД на учет поставлено 80 324 автомобиля — это на 16% больше, чем годом ранее — 69 192 авто. И это лучший результат января за последние три года.
«Традиционный январский спад по сравнению с последним месяцем предыдущего года не столь очевиден — уровень регистраций автотранспорта упал всего на 10%, тогда как обычно показатель находится на отметке 35-40%. Это говорит о неуклонном восстановлении и оживлении автомобильного рынка», — отмечают в ассоциации.
Автопром Казахстана «выздоравливает» — и переходит к Китаю
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» приводит другие цифры: 88 551 поставленных на учет автомобилей, что на 12,2% выше аналогичного показателя 2017 года. Таким образом, данные двух организаций разнятся примерно на 10%, но тем не менее говорят о том, что 2018 год начался хорошо.
Что важно, вместе с количеством сделок купли-продажи растет и спрос на новые автомобили. По данным АКАБ, в январе впервые на учет в республике поставлено 5059 автомобилей, что на 41% больше показателей 2017 года (по данным «КазАвтоПрома» — 4538 единиц с ростом на 36,6%).
Таким образом, в республике как минимум 15 из 16 сделок с автомобилями затрагивают вторичный рынок, то есть из рук в руки переходят старые автомобили. Ассоциация Казахстанского Бизнеса констатирует:
почти 70% от общего числа регистраций пришлось на автомобили до 2008 года выпуска (52 210 ед.)
«КазАвтоПром» конкретизирует: Наибольшую долю заняли транспортные средства
«Статистика свидетельствует об устойчивой тенденции старения отечественного автопарка. Так, доля транспортных средств старше 20 лет в перепродажах на вторичном рынке выросла с 34,9% до 38,1%, доля транспортных средств в возрасте от 1 года до 3 лет – сократилась с 7,7% до 3,3%», — утверждают в «КазАвтоПроме».
https://365info.kz/2018/01/god-nadezhd-proizvoditeli-avto-rasschityvayut-na-rost-sprosa-na-elektromobili/
Одна из главных причин – снижение реальной покупательской способности казахстанцев, подавляющее большинство которых не могут позволить себе приобрести новый автомобиль. Переломить ситуацию можно за счет продления действия госпрограмм, стимулирующих производство.
«Казахстан имеет достаточно большой потенциал для обновления автопарка, в первую очередь связанный с развитием производства.
В Казахстане на тысячу жителей приходится всего 3 проданных новых автомобиля. Для сравнения – в России на 1000 граждан продают 11 автомобилей
Отметим, что казахстанские показатели почти в 10 раз ниже, чем в среднем по Европе», — считают в АКАБ.
В разрезе регионов значительная часть сделок приходится на юг Казахстана. Так, наибольшее число вторичных регистраций по результатам января 2018 зафиксировано в Южно-Казахстанской (13 823 ед.) и Алматинской областях (12 607 ед.), а также в Алматы (10 227 ед.). Таким образом, на эти 3 региона приходится почти 45% от всех сделок купли-продажи подержанных авто.
Однако в большинстве случаев из рук в руки переходит автохлам: в той же Южно-Казахстанской области 42,5% сделок осуществлено с транспортом старше 20 лет. В Алматинской области этот показатель составляет 54,4%, в Жамбылской – 57,7%.
Наибольшее число транспортных средств моложе одного года зарегистрировано в Алматы (249 ед.), Астане (190) и Атырауской области (91).
Сильным стимулирующим эффектом в приобретении автомобиля из салона является программа льготного автокредитования. С 2015 года со средств Нацфонда на эти цели было выделено 26 млрд тенге, благодаря чему было профинансировано около 10 тысяч сделок. При этом деньги выделяются по револьверному принципу: средства по выплаченным заемщиками платежам используются для выдачи новых кредитов. Всего сумма выданных займов с учетом вторичного освоения средств на сегодняшний день превышает 39 млрд тенге.
Но для дополнительного эффекта «Банк развития Казахстана» направил третий транш: 5 банков в сумме получили 8 млрд тенге, которые также пойдут на поддержку при приобретении авто казахстанской сборки.
«Текущие условия кредитования физических лиц — граждан РК на покупку легкового автотранспорта казахстанского производства следующие: номинальная ставка вознаграждения – не более 4% годовых, срок кредитования – не более 7 лет, валюта займа – тенге, стоимость одной единицы легкового автотранспорта — не более 15 млн тенге. Размер первоначального взноса устанавливается коммерческими банками самостоятельно», — объясняют условия в БРК.