В 2017 году казахстанские служители народа предпочитали покупать для служебных целей автомобили иностранного производства, причем верхнего ценового сегмента. К счастью, такие аппетиты значительно поубавятся. Минфин создал новый орган для централизованного приобретения машин. Он будет контролировать госзакупки и определять, на чем можно ездить чиновникам самых разных уровней.
На заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса парламента уже рассмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора».
Принятое решение стало следствием ажиотажа, разгоревшегося в 2017 году.
Так, по словам председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли Олега Алфёрова,
в 2017 году был зафиксирован 7-кратный рост закупок импортных автомобилей госучреждениями,
квазигосударственными структурами РК, особенно в верхнем ценовом сегменте.
Приобретение автомобилей для госслужащих за счет налогоплательщиков в 2017 году превысило 6 млрд тенге
Непомерный аппетит госслужащих во время кризиса вынудил министерство финансов инициировать вопрос о создании нового органа для централизованного приобретения машин.
В компетенцию новой структуры будут входить контроль за госзакупками и определение перечня автомобилей для чиновников разных уровней.
Новый орган будет подконтролен и подотчетен министерству финансов
«Предполагается, что автотранспорт тоже будет приобретаться через централизованные службы закупок…», — пояснил вице-министр финансов Руслан Бекетаев.
По задумкам разработчиков законопроекта, централизованная служба закупок, аккумулирующая все госзакупки, будет создана на каждом уровне госбюджета, за исключением местного самоуправления.
В масштабах республики
централизованную службу закупок планируется создать на базе комитета госзакупок минфина,
который будет проводить закупки для центральных госорганов.
Проведение госзакупок автомобилей для госструктур станет максимально прозрачным
Однако это не означает, что все госструктуры начнут покупать авто отечественной сборки. А все потому, что
в 2017 году из правил госзакупок убрали приоритетность транспорта казахстанской сборки
В минфине считают необходимым разработать техническую спецификацию таким образом, чтобы она учитывала потребности организации-приобретателя, специфику работы и региональные особенности.
И это понятно. Ведь для сельской местности не нужен седан представительского класса, а для города внедорожник.
Кроме того, госслужащих заставят быть экономными. Так, если стоимость приобретаемого автомобиля будет завышенной, покупку минфин может запретить.
В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление «Об изменениях в порядке нормирования закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
Документ регламентирует мощность двигателей служебных автомобилей с персональным закреплением, которая не должна превышать 200 л. с. Что касается так называемых «машин по вызову», их мощность не должна быть более 150 л. с.
В сентябре 2015 года для российских госслужащих ввели запрет на покупку дорогих машин в качестве служебного транспорта,
то есть авто мощнее 200 л. с. Кроме того, был ограничен ценник на приобретение служебной машины.
В связи с этим
руководители в ранге министра и замминистра не могут передвигаться на машинах дороже 2,5 млн рублей
Руководители подразделений ведомств смогут рассчитывать лишь на автомобиль не дороже 1,5 млн руб. (прим. ред. — не более 8 250 000 тенге).
В Беларуси глава государства Александр Лукашенко 12 марта 2013 года подписал указ №119 «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей».
В соответствии с указом, госорганам запрещено покупать авто дороже 25 тысяч евро. Кроме того, в целях соблюдения платежной дисциплины, нормами указа были установлены ограничения на приобретение служебных легковых автомобилей госструктурами, имеющими просроченную задолженность.
За превышение установленной стоимости приобретаемого служебного авто, а также за приобретение при наличии просроченной задолженности предусматривается штраф госоргана от 600 до 1000 базовых величин (прим. ред. — от 7 до 11,6 тыс. долларов), который накладывается на руководителя.