Мирового финансового кризиса пока не будет. Снижение стоимости акций американских компаний, повлекшее рекордное падение индексов Dow Jones и S&P 500, оказалось кратковременным: уже на следующий день стоимость пошла вверх. То, что некоторые посчитали началом очередного мирового финансового кризиса, оказалось долгожданной, но краткосрочной коррекцией рынка.
5 февраля президент США Дональд Трамп выступал на заводе компании Sheffer Corp. в штате Огайо. В своей речи он рассказывал об успехах американской экономики: в частности, что налоговая реформа республиканцев «вызвала» волну благоприятных экономических новостей. С момента его вступления на должность президента торги на Нью-Йоркской фондовой бирже более 70 раз закрывались на рекордном уровне. Но его выступление некоторые каналы прервали экстренным выпуском новостей.
По итогам торгов 5 февраля индекс Dow Jones, который учитывает стоимость акций 30 крупнейших промышленных компаний США, опустился на 1200 пунктов – такого в истории еще не было.
В процентном отношении падение составило 4,6% — худший результат с августа 2011 года
Резкое снижение продемонстрировал и S&P 500 – индекс, характеризующий изменение стоимости акций 500 крупнейших компаний США. За одну торговую сессию он снизился на 113 пунктов, или более чем на 4% — это худший показатель за последние 6 лет.
Казахстан теперь по-настоящему «стабильный» — агентство S&P
Падение стоимости акций компаний напрямую отразилось на благосостоянии их держателей. Bloomberg посчитал, что 500 богатейших людей мира в один день стали беднее на 114 млрд долларов.
Уоррен Баффетт потерял 5,1 млрд долларов, Марк Цукерберг (Facebook) – 3,6 млрд,
Джефф Безос (Amazon) – 3,3 млрд, Ларри Пейдж и Сергей Брин (Alphabet) – по 2,3 млрд.
В Белом доме в таком резком снижении показателей ничего страшного не увидели, сообщив, что Трампу важнее фундаментальные показатели, такие как снижение безработицы и увеличение заработной платы.
6 февраля для всех рынков выдался трудным. Первыми открылись торги в Азии и индексы стран региона пошли вниз. Японский Nikkei потерял 4,76%, показав самое значительное снижение за 18 лет. Значительная коррекция показателей произошла и в других странах:
Это значит, что акции крупнейших компаний из этих стран значительно потеряли в стоимости, а предложение по ценным бумагам опережало спрос: желающих продать оказалось больше, чем купить.
Вместе с азиатским рынком вниз пошли медь, нефть, алюминий, газ, никель и прочие товары — все они начали падать в цене. Исключения составляли лишь «защитные» ресурсы: золото и серебро росли в цене, хотя и не так сильно, как можно ожидать от такой ситуации – в ходе торгов их стоимость не поднималась выше, чем на 1%.
Российские рынки также не остались в стороне: индекс МосБиржи опустился на 2%, а индекс РТС потерял 3%.
Казахстанская фондовая биржа также ушла в минус. По итогам торгов индекс KASE снизился на 1,83%. В ходе торгов упала стоимость акций всех 8 компаний, входящих в представительский список.
Сильнее всего в цене потеряли бумаги KCell (-4,7%) и «Банка ЦентрКредит» (-5%),
наименьшее потрясение произошло у Народного банка (-0,2%), KEGOC (-0,4%) и Казахтелекома (-0,5%).
Для казахстанцев снижение мировых рынков отразилось в ослаблении тенге. Курс доллара 6 февраля вырос на 1,73 тенге (до 324,06), евро – на 0,34 тенге (до 401,9 тенге). Рубль немного подешевел – официальный курс российской валюты составил 5,68 тенге, укрепившись на 0,2%.
Практически с самого начала многие аналитики сошлись во мнении: ничего страшного на фондовых рынках мира не происходит. Акции компаний по всему миру росли слишком долго и слишком быстро, а потому снижение их цены – естественная коррекция показателей, которую ждали еще в прошлом году.
Поводом для падения стала смена главы Федеральной резервной системы США,
на смену Джанет Йеллен пришел Джером Пауэлл, от которого ждут ужесточения денежной политики и неоднократного роста базовой ставки уже в этом году. В ожидании более высокой инфляции и увеличившихся ставок инвесторы начинают продавать акции, чтобы освободившиеся деньги пустить на будущие облигации, которые, как ожидается, теперь станут более доходными. Массовые продажи и стали причиной коррекции, отразившейся на всех рынках.
Однако понимание инвесторами процесса не дает ответа на вопрос, как долго продлится падение рынков. Масло в огонь добавляли и отдельные выступления экспертов: бывший глава ФРС США Алан Гринспен, руководивший ведомством более 18 лет, заявил, что и фондовый рынок, и рынок гособлигаций США (ставки вознаграждения на котором, как ожидается, станут выше) являются пузырями.
Индекс волатильности VIX также называют «индексом страха». Когда рынок акций падает, он начинает расти вверх, так как рассчитывается по ценам опционов, которые отражают ожидания рынка в отношении будущей волатильности опционов на индекс S&P 500. Другими словами, чем выше VIX, тем выше волатильность и неопределенность на рынке.
S&P улучшило прогноз по рейтингам Казахстана
Еще утром 5 февраля значение находилось на уровне 18 пунктов, но за 36 часов оно превысило отметку в 50 пунктов – максимальное значение с 2011 года. Резкий рост отражает настроения инвесторов: никто не знал, чего ожидать от биржи в ближайшие часы.
Многое прояснилось с открытием новых торгов в Америке. Основные индексы по инерции сначала ушли в минус, но уже через несколько часов показали рост относительно предыдущего закрытия. На это отреагировали не успевшие еще закрыться европейские рынки: индексы успели отыграть большую часть снижения. Традиционные товары вновь стали дорожать. Даже криптовалюты, переживающие сейчас не самый удачный период, несколько прибавили в цене.
Тенге по итогам утренней сессии 7 февраля вновь начал укрепляться – курс доллара снизился на 19 тиын
По итогам торгов 6 февраля Dow Jones вырос на 2,33%, S&P 500 – на 1,74%, VIX упал до отметки ниже 30. Многие эксперты уверены: основная коррекция на рынках уже прошла. А значит резких потрясений на биржах пока ждать не стоит.
Мировой финансовый кризис не случился.