Легендарному казахстанскому актеру Юрию Померанцеву исполнилось 95 лет. Но он продолжает играть в театре и ставить собственные спектакли.
Своими пожеланиями и впечатлениями о Мастере решили поделиться его коллеги «по цеху» — заслуженные деятели Казахстана.
— На неделе был день рождения нашего любимого актера и учителя. Конечно, это прекрасно, когда в таком возрасте человек находится в полном здравии, светлом уме, творческом порыве, в гармонии с самим собой и при этом продолжает оставаться превосходнейшим актером, на которого все равняются. Достичь таких результатов — мечта каждого из нас, — говорит актриса Людмила Тимошенко.
По ее словам, их совместная работа с Юрием Померанцевым началась в конце 80-х годов.
— После окончания Московского театрального института я приехала в Алматы работать с прекрасным режиссером Маром Владимировичем Сулимовым. Тогда я получила одну из главных ролей в спектакле «Василиса Мелентьева» Островского, где играла нелюбимую жену Ивана Грозного, царицу Анну, а Юрий Борисович — Ивана Грозного. Конечно, это было для меня огромной честью, ведь я была еще девочкой-студенткой и только начинала свой путь, а он уже тогда являлся маститым мастером и легендой.
Помню первую репетицию, на которую пришла, дрожа и волнуясь: я выучила весь текст и очень сильно переживала. Но все оказалось проще и радостнее, чем я себе представляла.
Юрий Борисович сумел создать такую творческую и радостную атмосферу, что через какое-то время я забыла, что он великий артист,
расслабилась и процесс пошел. Спектакль имел огромный успех. Мы еще долго его играли, — вспоминает Людмила Тимошенко.
Через какое-то время, по словам Л. Тимошенко, Юрий Борисович предложил ей роль Дианы в его уже поставленном спектакле «Собака на сене».
— Это режиссер-учитель, который столько тебе дает! Учит, как выстраивать роль, как распределяться в ней. Я тогда получила огромное удовольствие. Ну и благодаря этой роли выросла как актриса. Играла Диану больше десяти лет и всегда этот спектакль пользовался большим успехом, — вспоминает актриса.
Она отмечает, что репетиции с Юрием Померанцевым всегда неординарны.
— У него всегда столько приспособлений и находок, он никогда не повторяется,
все время включен в процесс, и каждый спектакль становится неповторимым. Не могу не отметить нашу совместную работу в спектакле «Собачье сердце» по Булгакову. Эта изумительная постановка была еще до фильма. Юрий Борисович играл профессора Преображенского, я — Зинку, а Шарикова — Владимир Толоконников, — рассказывает Тимошенко.
В ближайшее время Юрий Померанцев выпустит новый спектакль «Однажды в Глостере», и Людмила Тимошенко уверена, что он обречен на успех.
— Сейчас проходят генеральные репетиции,
совсем скоро мы все будем свидетелями нового шедевра
Я от всей души хочу пожелать, чтобы премьера прошла успешно, чтобы Юрий Борисович долго-долго играл этот спектакль и доставлял своей игрой радость и удовольствие зрителям, — подчеркивает актриса.
Свои наилучшие пожелания выражает Юрию Померанцеву и актриса Марина Ганцева. Будучи его ученицей, она сохранила бережное и глубокое отношение к театру.
— Театр для нас — это храм, в который мы входим с благоговением. Для меня все, что касается театра, свято и незыблемо. И мой учитель преподал мне бесценные уроки, которые даются немногим. Сейчас мы репетируем совместно с ним спектакль «Однажды в Глостере», и я считаю, мне крупно повезло. Потому что работая с ним и будучи его партнером по сцене, я прохожу высшую школу актерского мастерства.
Играть на сцене рядом с мастером — дело очень ответственное. Я с благоговением каждый день прихожу на репетицию и буквально считаю минуты до ее начала. Мы, актеры, особенно любим творческий процесс. А
спектакль — это тот главный результат, которого мы все стремимся достичь на репетициях
и ради чего придут зрители. И когда они сопереживают нашим героям, мы понимаем, что достигли того, чего хотели. Сопереживание — главная основа взаимодействия актеров со зрителями.
По словам актрисы, Юрий Померанцев — учитель с большой буквы. И несмотря на возраст, в творческом процессе он держит себя на равных со всеми актерами.
— Когда занимаешься одним делом и идешь в одном направлении, у людей появляется некая «созвучность» интересов, главный из которых — глубокое отношение к делу. Мы делаем одно дело, все остальное становится второстепенным. Конечно, иногда в процессе репетиции возникают споры, и это нормально, они нужны. Творческие поиски всегда приводят к феноменальным результатам, — подчеркивает она.
Самое главное, что продолжает держать Юрия Померанцева на плаву — это служение «его величеству» театру.
— Когда есть дело и мы идем к цели — жизнь приобретает смысл
Каждый наш спектакль — это та маленькая цель, которую мы себе ставим. И как это важно, а особенно для актера, быть востребованным в любом возрасте. Важно чувствовать, что ты можешь повести за собой. Когда я смотрю на Юрия Борисовича в процессе репетиции, пытаюсь отложить в подсознании и запомнить каждый момент, каждую капельку. Потому что это тот пример, на который нужно равняться! Этот человек олицетворяет собой пример высокого служения искусству! — заключает Ганцева.